Рынок чая в мире в последние годы развивается нормально и стабильно. Страны - производители могут увеличить свои доходы, однако наращивать размеры плантаций вряд ли целесообразно, поскольку это вызовет падение цен. Но выход есть: ФАО призывает страны – производители рекламировать этот напиток у себя дома и добиваться увеличения душевого потребления.
Это рекомендации из доклада ФАО о состоянии рынка чая. Доклад был опубликован по случаю недавнего заседания Межправительственной группы по чаю, в состав которой входят крупнейшие производители и потребители этого напитка.
Крупнейшие импортеры чая – Англия и Россия. ФАО считает, что насыщение рынка и потребление чая в этих странах находятся почти на максимальной отметке. Резкого увеличения импорта со стороны Англии и России ждать не приходится. С другой стороны, как ни странно, душевое потребление чая в странах – производителях находится на низком уровне. При правильной маркетинговой стратегии рост потребления чая в южных странах может дать большой эффект.
Дело в том, что там потребление на душу населения в десять раз меньше, чем в ведущих странах - импортерах чая.
По наблюдению ФАО, цены на чай в 2009 году выросли на 13% до рекордного уровня. Сказалась засуха в отдельных странах Азии и Африки.
Позже цены стабилизировались, как и погода. Для потребителей развитых стран это выразилось в росте цен только на 5%. Сказалась высокая конкуренция на рынке прохладительных напитков.
А в развивающихся странах розничные цены на чай выросли за этот же период на 12%.
Теперь несколько слов о том, что нас ждет в будущем. Экспорт черного чая до 2019 года будет расти на 1,8% в год. А вот рост экспорта зеленого чая будет гораздо выше – прирост ожидается на уровне 5,5% в год.
Поменялся и статус отдельных стран. Крупнейшим производителем в мире является Китай, на втором месте – Кения. И уже за ними расположились Шри-Ланка и Индия.
Для отдельных стран чай имеет первостепенное значение в качестве экспортного товара. Например, за счет продажи чая обеспечивается 35% валютных поступлений от аграрного экспорта Кении и весь аграрный импорт. В Шри-Ланке чай дает 50% экспорта. Более того, за счет продажи чая обеспечивается 60% продовольственного импорта этой страны.
В прошлом году рост мировых цен на чай принес экспортерам дополнительно 7% прибыли. Это существенным образом сказалось на благосостоянии деревни и на продовольственной безопасности.
Черный чай дал 65% всего объема производства за последние пять лет, 67% потребления и 80% торговли чайным листом.
Источник: Николай Худяков «Крестьянские ведомости»