Засуху нынешнего года уже сравнивают по своей жестокости с таким же катаклизмом начала 20-х годов прошлого века в Поволжье. Конечно, сегодня на дворе – век 21-й, так что голода, естественно, ждать не придется, тем более что еще с прошлого сезона переходящие остатки зерна составляют, по разным оценкам, от 16 до 20 млн тонн. Так что поговорить хочется о теме, связанной с природной катастрофой, но стоящей как бы перпендикулярно к оперативной информации о чрезвычайной ситуации, как минимум, в 14 российских регионах.
В конце 80-х годов прошлого столетия автору этих строк довелось побатрачить комбайнером на одной зерновой ферме в Североамериканских Соединенных Штатах. Сушь и жара тогда в штате Иллинойс стояла такая, что земля пошла крупными трещинами. Из обычных для тех мест урожаев сои в 27-30 центнеров природа оставила фермеру едва-едва 12-13.
Но хотя настроение в семье моего хозяина Глена Фелла, - как и полагается в крестьянской среде любого континента в таких случаях, - было не очень веселое, тоски и безнадежности ни в речах, ни в поведении не наблюдалось. За свое экономическое будущее фермер не очень печалился. Он участвовал в добровольной программе американского Минсельхоза, которая гарантирует ее участникам автоматическую компенсацию за потерянный урожай. Правда, не все 100%, а только до уровня трех четвертей среднестатистических доходов хозяйства за последние пять лет.
Глен объяснил мне, что это, конечно, негусто, но с учетом того количества сои, которое мы все-таки собрали, падение общих доходов их с братом семейной фермы не превысит 10%.
Хочется сопоставить эту новеллу с российскими реальностями.
На состоявшемся на прошлой неделе селекторном заседании штаба по организации помощи сельхозпроизводителям, пострадавшим от засухи, которое проходило под председательством министра сельского хозяйства РФ Елены Скрынник, обсуждалось, как лучше помочь регионам, попавшим под засуху. Министр пообещала, что Минсельхоз в течение месяца проведет работу по оценке ущерба в пострадавших от засухи регионах. Полученные в результате экспертизы данные станут непосредственным основанием для оказания госпомощи. Глава Минсельхоза порекомендовала регионам ускорить отправку соответствующего пакета документов в министерство. "Только после детального анализа полученных от субъектов данных мы сможем говорить о конкретных масштабах ущерба", – подчеркнула Е. Скрынник.
Ну, а теперь, Читатель, поскольку мы люди практические, попытаемся перевести сказанное министром на язык реального исполнения.
Отсчитываем от начала июля месяц, - «за окнами август», как пелось в одной популярной некогда советской песне. Причем, не начало его, а, скорее, - конец последнего летнего месяца, а то и сентябрь, поскольку уборочные работы начались еще не везде.
На обсчет размеров потерь в штабе отрасли также уйдет не менее двух недель при самом старательном отправлении чиновниками своих служебных обязанностей, даже при круглосуточной работе – пока данные по регионам сверишь, сведешь воедино, перепроверишь, согласуешь с Минфином, аппаратом Правительства и т.д., и т.п. Таким образом, мы попадаем уже в октябрь. После этого черед разборок в аппарате Правительства, подготовка Постановления или распоряжения, новые пересогласования с Минфином, возможно – внесение поправок в Закон о бюджете через Федеральное собрание, - а на дворе уже конец ноября. Декабрь, - традиционно последний финансовый месяц. Средства выделяются Минфином, скажем, 25 декабря. Хорошо, если законодатели сразу же сообразят сделать их переходящими на следующий год. А, если – нет? Тогда начинай всю процедуру сначала.
Но, предположим, что все будет предусмотрено. Январь – половину месяца никто не работает.
Февраль – деньги, наконец, отправлены в регионы. А там выстроилась уже новая очередь за помощью, поскольку, наконец, стала ясна полная картина ущерба. Значит – новая дележка.
Поэтому, в самом лучшем случае раньше марта- апреля хозяйствам на реальную государственную помощь рассчитывать не придется. И то, - только тем, которые попали в самые первые, июльские списки пострадавших…
Тем временем.
Начиная с июля начинает заканчиваться (прости, Читатель, за тавтологию) срок короткого кредита. Отдавать, естественно, нечем. Ну, а банк, - любой, самый благожелательный к крестьянину, - не богоугодное заведение. Он по закону обязан взыскивать недоимки. А это дает возможность для тех самых бойких перекупщиков за мизер выкупать у крестьянина скудный урожай. Знакомый фермер из Волгоградской области рассказал по телефону, что прямо у кромки поля агрессивные коммивояжеры сейчас скупают зерно из-под комбайна по… два с полтиной за кило.
И ведь есть такие, что продают. Вынуждены продавать.
Я написал это пространное вступление для того, чтобы лишний раз подчеркнуть слово «автоматический» в рассказе о фермере из Иллинойса.
Практически все аграрники с самого начала рыночных преобразований настаивали на том, что схема защиты доходов крестьянина должна быть прозрачной, понятной, вступающей в действие не по административной указке, а именно в тех случаях, когда в том возникает объективная нужда. Почему за последние двадцать лет каких-либо шагов в данном направлении предпринято не было – не понятно. Точнее понятно, но только не тем, кто реально создает все российские ценности.
Мне могут возразить, что такие схемы в мире выстраивались и апробировались не годами, а десятилетиями, столетиями. Но крестьяне наивно полагают, что времени было уже предостаточно, чтобы оценить состояние российских хозяйств и хотя бы наметить их перспективу. Финансовую, экономическую, технологическую. Где там! Концепции аграрного развития России как не было, так и нет. Говорят, - готовится, а, значит, до ее появления и установления ждать придется, минимум, лет пять – шесть в лучшем случае.
Для защиты экономических и финансовых интересов сельскохозяйственных производителей, в том числе и в пору природных катаклизмов, развитый мир уже давно наработал разные варианты. Здесь и страхование с компенсацией фермеру от четверти до трех четвертей страхового взноса. Не менее успешно действует система гарантированных закупочных цен. Простые складские расписки в качестве финансового документа прекрасно работают не только на Западе, но и в том же Казахстане.
У нас же, по-прежнему, получается как в популярной при историческом материализме песне «Раньше думай о Родине, а потом – о себе!». А почему, собственно?
Ведь нет у крестьянина врожденной обязанности любой ценой и за свой счет кого-то кормить. Как и у каждого российского гражданина его главная обязанность – на хорошем уровне содержать и кормить свою семью. Все остальное – потом.
Правда, сможет он это сделать только, производя достаточное количество качественной и по разумным ценам еды.
В завершение комментария еще раз приведу информацию, которая уже публиковалась на сайте www. AgroNews.ru. Против обыкновения, считаем необходимым сохранить даже контактную информацию, что мы обычно делаем только в рекламных материалах.
Пресс-служба штаба аграрной отрасли сообщила: «Для оперативного рассмотрения вопросов, связанных с засухой, Министерство сельского хозяйство РФ открыло «горячую линию».
Механизм оказания консультаций для обратившихся по «горячей линии» предусматривает предоставление специалистами Министерства разъяснений, в том числе по вопросам государственной поддержки сельхозпроизводителей, кредитования, порядку введения в пострадавших от засухи регионах режима чрезвычайной ситуации, методике определения нанесенного стихией ущерба.
Все вопросы и предложения необходимо направлять по адресу Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Контактный телефон: (495) 607-85-75».
Ну, а все, изложенное выше, прошу считать как раз нашим предложением.
И еще. В написанных мною словах нет никакого упрека в чей-либо адрес. По моему глубочайшему убеждению, в сложившейся ситуации нет вины ни конкретно Минсельхоза, ни других государственных структур. Просто такую систему мы все вместе после капитало-демократической революции выстроили.
Воленс-ноленс самое главное в ней – следование не духу, но букве закона. Самое страшное – в России не закон для человека, а ровно наоборот. Субъект (гражданин) как раз и создан для Его Величества – Закона, любой другой бюрократической бумаги.
Источник: Константин Мезенцев «Крестьянские ведомости»