ФАО выступила с предложением ввести определенное регулирование деятельности фьючерсных рынков сельхозпродукции, поскольку, как было сказано, «спекулянты могли содействовать росту цен на продовольствие». Вместе с тем, ФАО предлагает действовать осторожно, так как слишком жесткие ограничения или запрет на такую торговлю могут, по ее мнению, вызвать негативные последствия.

Такую позицию международной организации можно объяснить реакцией на резкое повышение цен на продовольствие два года назад и на нынешний кризис.

Давайте вспомним. Особенно заметным был рост цен на продовольствие в 2006 – 2008 гг. Тогда цены на кукурузу, рис и пшеницу достигли своего максимума за 30 лет. Это вызвало волнения, продовольственные бунты. Во многих странах внутренняя стабильность оказалась под угрозой. После этого цены снизились, но все равно, по оценке ФАО, ситуация сегодня более неустойчивая, чем до кризиса.

Цены росли из-за роста стоимости энергоносителей, ввиду решения некоторых (западных) стран направить значительную часть продовольственных культур на производство биотоплива и просто потому, что отмечался подъем экономики в некоторых странах Азии, например, что сопровождалось ростом спроса на продукты питания.

Как представляется, ФАО в данном случае присоединилась к тем экономистам, которые говорили, что отчасти рост цен вызван действиями спекулянтов, торгующих на фьючерсных рынках. При этом запрет на торговлю фьючерсами, по оценке этой организации, принесет больше вреда, чем пользы.

В специальном сообщении ФАО указывает, что спекуляции фьючерсами могут воздействовать на цены только в краткосрочный период времени, а вот ограничение такой торговли может привести «к отказу спекулянтов от сделок на этом рынке, что вызовет снижение средств для хеджирования рисков».

А для чего нужны фьючерсные контракты? Теоретически такие контракты – это официальное обязательство купить или продать определенное количество товара в оговоренные сроки и по оговоренной цене. Звучит неплохо. Производители (фермеры) и торговцы получают некие гарантии и защиту («hedge» – «ограду») от рисков.

Но на практике (когда слишком много денежной массы, ценных бумаг и прочих «деривативов», непонятно, чем обеспеченных) только 2% фьючерсных контрактов реализуются путем физической поставки самого товара. Остальные 98% фьючерсов продаются до истечения срока действия. Кто-то теряет, кто-то находит, но результат один: торговля такими контрактами, или обязательствами, привлекает различных посредников (спекулянтов и инвесторов), особенно, к примеру, если сделки с недвижимостью или облигациями компаний дают меньший доход. Посредники покупают и перепродают, что, как правило, ведет к росту цен. Многим участникам фьючерсных рынков, по признанию ФАО, нет совершенно никакого дела до самого продовольствия. Им главное – поторговать бумагами и получить прибыль. (Хотели помочь производителям, в результате создали еще одну кормушку для спекулятивного капитала).

В настоящее время крупные фонды имеют в своем распоряжении 25-35% всех фьючерсных контрактов на сельскохозяйственную продукцию, и они стали важным источником ликвидности (наличности) на рынке.

Но попытка регулировать этот процесс в случае, если цены начнут расти слишком резко, могут отпугнуть участников фьючерсного рынка (на валютных рынках этот механизм применяется уже давно, и если цены меняются слишком резко, торги приостанавливаются до особого распоряжения), и средств для хеджирования станет меньше.

ФАО отмечает, что высказываются предложения создать международный фонд для реагирования в случае резкого скачка цен. ФАО считает, что «это не оптимальный вариант, поскольку такой фонд потребует огромных ресурсов, чтобы эффективно противодействовать спекулянтам» (получается, что фонд нужен, но на это нет средств?).

Вместо этого предлагается набор регулирующих мер, которые придали бы всем уверенность в нормальном функционировании рынка (на самом деле - спекуляций). Это прозрачность и предоставление большего объема информации о торговле фьючерсами. Другой путь – тщательное расследование случаев подозрительного поведения торговцев (спекулянтов), как это уже практикует Наблюдательный совет США по торговле фьючерсами.

Фьючерсная торговля стала составной частью рынка продовольствия и имеет огромное значение для участников рынка. Надлежащее регулирование должно улучшить спекулятивную торговлю, а не запретить ее, полагают в ФАО.

Итак, нужны «хорошие спекулянты» и «некоторое регулирование». Удастся ли совместить это на рынке продовольствия?

 

Источник: Николай Худяков «Крестьянские ведомости»