30 июня состоялось внеочередное заседание руководителей предприятий отечественного сельскохозяйственного машиностроения – действительных членов «Росагромаш». Созвано оно было, чтобы обсудить кризисную ситуацию в отрасли, ход выполнения поручений Правительства Российской Федерации, а также необходимые меры государственной поддержки производителей техники и оборудования для села.
К разговору капитаны отрасли попытались привлечь представителей аппарата Правительства РФ, Минпромторга, Минсельхоза, Минфина, Минэкономразвития, ОАО «Росагролизинг» и ОАО «Россельхозбанк». Ну, а вышло то, что вышло…
«Дискуссия была неполной из-за неявки на заседание двух ключевых министерств: Минсельхоза и Минфина», - такими словами начал подведение итогов серьезного разговора Михаил Кузнецов, начальник отдела машиностроения Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства РФ. Михаил Юрьевич в числе должностных обязанностей имеет поручение отправлять функции ответственного секретаря рабочей группы по технической и технологической модернизации сельского хозяйства и сельскохозяйственного машиностроения. Этот межведомственный орган под председательством Первого вице-премьера Виктора Зубков созван в соответствии с поручением Председателя Правительства РФ Владимира Путина в ответ на открытое обращение ассоциации «Росагромаш».
Прошу прощения, уважаемые читатели, но автору этих строк показалось любопытным, используя попавшие в руки документы (совсем не секретного характера), понять, как же, где и почему весьма приличные и обоснованные поручения Правительства, прямые распоряжения Первого вице-премьера сворачивают в сторону, затормаживаются, под сурдинку подзабываются, а там, глядишь, - и новая команда последует.
Проблемы в отечественном сельхозмашиностроении были всегда. Еще при плановой системе наши машины уступали зарубежным аналогам по качеству, экономичности, расходу топлива, экологичности, комфорту машиниста-тракториста. И здесь на помощь отрасли приходила административно-распределительная схема. Хозяйствам по разнарядке сверху, по так называемым фондам «спускали» квоты на тракторы, комбайны и сеялки, так что особенно заботиться о качестве заводам особенно не приходилось, поскольку доходов от таких забот приходилось не очень много.
После капиталистической революции, когда было упразднено министерство сельскохозяйственного машиностроения, отрасль попала сначала под надзор Минсельхоза России, а потом отдана под кураторство Министерства промышленности и торговли. Причем передано так, что слабые, но все же существующие рычажки управления отраслью остались в руках аграрного ведомства. А, как гласит русская пословица, «У семи нянек дитя без глазу»…
Все эти организационно-бюрократические перетрубации не очень много значили, когда крестьяне производили зерна не очень много, но получали за него цену, покрывающую себестоимость. Как отмечали выступающие на внеочередном собрании «Росагромаш», хозяйства располагали средствами, чтобы перевооружиться технически и технологически, и государству не надо было никого к этому призывать.
Когда же зерновой рынок был обрушен, а также упали закупочные цены на молоко и мясо, наступила патовая ситуация.
У крестьян нет денег на закупку техники, поскольку произведенное продовольствие за бесценок продавать просто грех. Заводы сельхозмашиностроения затовариваются, уменьшают, а затем и полностью сворачивают производство. Лидер «Росагромаш» Константин Бабкин подчеркнул, что из более ста пятидесяти тысяч рабочих, напрямую занятых в производстве сельхозтехники, вследствие локаутов и увольнений сегодня осталось едва пятьдесят восемь тысяч. Поскольку предприятия отрасли и их смежники в массе своей небольшие и расположены в не крупных населенных пунктах, они поневоле становятся градообразующими. И закрытие таких заводов и фабрик весьма больно отражается на социальной атмосфере в российской глубинке.
А сейчас же, отмечали выступающие, ситуация развивается именно в этом направлении.
Эффект антикризисных решений Правительства конца 2008 - начала 2009 года практически затух. Техника, которую «Росагролизинг» купил у предприятий отрасли в соответствии с принятыми правительственными решениями, сегодня висит на этой организации мертвым грузом, поскольку продать ее некому: платежеспособный спрос – мизерный. Плюс резко упали лизинговые платежи, - по той же причине. Новых бюджетных средств на пополнение уставного капитала государственной лизинговой компании не предусматривается. А в таких условиях даже самые красивые, самые «разнулевые» кредиты ничего не дадут.
Именно поэтому сельскохозяйственные машиностроители подчеркивают, что дело упирается не только и не столько в суммы денег на поддержку отрасли, а, скорее «речь идет о кадровых и организационных мерах».
Впрочем, о деньгах на господдержку отрасли вскоре можно будет забыть. В соответствии с Бюджетным кодексом, – самой святой изо всех священных для Минфина коров, - после 10 июля сделать чего-то реального для внесения в главный финансовый документ России на 2011 год строчек о поддержке российского сельхозмашиностроения представляется практически невозможным. Вот круг и замкнулся.
Потом можно будет искать виновных, проводить служебные расследования, находить даже виновных в лице каких-либо ведущих специалистов, наказывать их выговорами. Но дело-то будет уже сделано.
Изо всех структур, которые участвовали в заседании, только «Россельхозбанк» смог представить довольно понятную схему возможных действий по выводу отрасли из кризиса.
Так, прекращено кредитование приобретения импортной техники для села, уменьшен первоначальный взнос, срок кредитов продлен до десяти лет, предусмотрена реструктуризация кредитов на три года, с установленными льготами на первый год, введение весельных схем по расчетам с дилерами и заемщиками, что существенно снижает процентную нагрузку для участников цепочки. Но, подчеркивали выступающие на заседании директоры заводов, эти действия должны быть согласованы в единый комплекс мер с участием всех заинтересованных сторон. А что делать, если, как то следует из начала комментария, некоторые важные из сторон, получается, не такими уж и заинтересованными?
В целом же два с половиной часа жарких дебатов выявили ту истину, до которой начинают сейчас доходить даже в российских верхах: в России необходимо срочно принять некий закон, который бы обязывал исполнять решения руководства страны.
Иначе, похоже, механизм не исполнения всегда выстроится…
Источник: Константин Мезенцев «Крестьянские ведомости»