Производство говядины продолжает оставаться узким местом в мясной отрасли страны. И изменение ситуации к лучшему пока четко не просматривается. По крайней мере, об этом свидетельствуют последние данные Росстата о состоянии животноводства в сельскохозяйственных предприятиях страны.
За январь-май текущего года в целом по стране во всех категориях хозяйств произведено скота и птицы на убой (в живом весе) 3,7 млн тонн (плюс 8,6% к соответствующему уровню прошлого года). Почти две трети этого объема (2426,2 тыс. тонн) пришлось на долю сельскохозяйственных предприятий – здесь прирост по сравнению с первыми пятью месяцами прошлого года – 15,4%. Почти целиком эти 324 тыс. тонн прибавки обеспечили приоритетно развиваемые отрасли птицеводства и свиноводства.
А что с говядиной? В мае ее производство в сельхозпредприятиях (75,5 тыс. тонн) увеличилось на 0,7% по сравнению с соответствующим месяцем 2009 года. Однако эти полтысячи тонн не смогли восполнить недобор продукции отрасли в первые четыре месяца и в целом за январь – май производство мяса крупного рогатого скота (в живом весе) составило лишь 392,3 тыс. тонн – 99,2% к уровню такого же периода в прошлом году. В то же время валовой надой молока в тех же хозяйствах вырос с .5879 тыс. до 5986 тыс. тонн, или на 1,1%.
Большое подозрение, что на динамике производства говядины прежде всего сказался фактор сокращающегося поголовья крупного рогатого скота и коров, в частности. Если в мае прошлого года в сельхозпредприятиях было 9894 тыс. голов КРС и 3797 тыс. коров, то спустя год – лишь 9584 тыс. и 3709 тыс. соответственно. На молочных фермах сокращение стада сумели перекрыть повышением надоев, на мясных этого сделать не удалось. Еще раз подтвердился тот факт, что производство говядины остается в основном побочной ветвью молочного скотоводства.
Об этом на днях говорили участники совместного заседания Комитета Госдумы по аграрным вопросам и Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу. Тему развития производства говядины в РФ вместе с ними обсуждали представители Минсельхоза России, отраслевых союзов, ученые.
Глава думского аграрного комитета Валентин Денисов подчеркнул, что развитие мясного скотоводства надо рассматривать как проблему государственного значения. Он напомнил, что сегодня на 98% производство говядины базируется на реализации поголовья молочных и комбинированных пород. Дальнейшее развитие скотоводства будет происходить при стабилизации поголовья молочных коров. Так что необходим значительный шаг в повышении эффективности работы на этом направлении.
Резервы есть – и большие. Вот хотя бы данные проведенного
учеными ВИАПИ рейтинга скотоводческих хозяйств, сформировавшего сотню лучших в
отрасли предприятий – Клуб «Говядина 100» по данным за 2006-2008 годы. У
клубных хозяйств привесы крупного рогатого скота на откорме составили в среднем
Между прочим, о «мясном резерве» молочного цеха лучше других
знают сами молочники. Недавно прошла международная выставка «АгроФерма 2010». И
в ходе дискуссии о взаимоотношении аграрного бизнеса и власти глава Союза
производителей молока («Союзмолоко») Андрей Даниленко уверенно заявил: мы можем
дать дополнительно столько говядины, сколько ее сейчас импортирует страна.
Имеется в виду лучшее использование всего шлейфа молочного стада. Но для этого
нужны стимулы. По мнению Даниленко, цена в 60 руб. за
Вопрос в том, что при нынешнем положении вещей, при сегодняшних взаимоотношениях в цепи «ферма-переработка-торговля» подобных цен ждать нереально, считают многие эксперты. Массовый российский потребитель такую говядину не потянет! Есть и другой путь – о нем говорил представитель компании «Мираторг» - глубокая переработка говяжьего сырья. При этом выручка увеличивается в 2 раза по сравнению с тем, когда быков продают привычными полутушами. Но пока таких производств в стране острая нехватка. А уж скоту с личных усадеб на «евроразделку» вообще не попасть.
На встрече российских парламентариев также подчеркивалась необходимость более сильного участия государства в решении проблем говяжьего производства. Необходимо учитывать биологические особенности крупного рогатого скота, а именно то, что производственный цикл в разы больше, чем в свиноводстве, а тем более птицеводстве. Попросту говоря, нужны долгосрочные кредиты по приемлемым ставкам. Потому-то парламентарии рекомендовали Наблюдательному совету Россельхозбанка уточнить проводимую кредитную политику с учетом специфики мясной скотоводческой отрасли.
Продуманная позиция государства особенно нужна специализированному мясному скотоводству. Данное направление отрасли возрождается. В очередной раз. Разработана даже отраслевая программа по ее развитию на период до 2012 года. Закуплены, в том числе и за границей, большие стада племенного скота. Но на той же «АгроФерме 2010» эксперты сетовали, что часто мясных коров и быков пытаются содержать в тех же условиях, что и их молочных братьев и сестер. И в результате – болезни и падеж дорогого поголовья. Много претензий к экономическому стимулированию отечественных племенных структур.
Высказываются разные мнения об организационных формах развития мясного скотоводства. Одни говорят о преимуществах крупных хозяйств, другие предлагают сделать ставку на фермеров. В этом случае можно полнее освоить огромные площади пастбищ, обеспечить лучший уход за животными. И –особо упирают многие специалисты - предметнее решить одну из острейших сельских проблем занятости трудоспособного и инициативного населения.
Одним словом, проблем в мясном скотоводстве много, а прогресс пока малозаметен. Надо напомнить, что даже в этом столетии у Минсельхоза уже была разработанная вместе с учеными многостраничная программа развития животноводства, в том числе и «говяжьей» ее части. Она так и осталась нереализованной. Не получилось бы также и с отраслевой целевой программой развитие мясного скотоводства России на 2009-2012 годы».
Источник: Юрий Савин «Крестьянские ведомости»