Начнем с довольно любопытной статистики - в Воскресенском районе Нижегородской области ныне обеспеченность населения торговлей почти в два с половиной раза превышает норматив. Иными словами, тут весьма жестокая конкуренция в торговле, где выдерживает тот, кто работает с покупателем на современном уровне. Согласно той же статистике, здесь магазин приходится на сотню жителей. Удивляться этому особенно не надо - Воскресенский район является глубинным, за покупками жителям ездить в областной центр просто не с руки - почти две сотни километров пути. Поэтому торговля здесь всячески идет навстречу покупателю, предлагая ему «дома» самые разнообразные товары.
А что касается конкуренции, то она давно выявила настоящих лидеров, среди которых можно смело назвать магазин «Меркурий», расположенный на самом бойком месте в райцентре. Самая отличительная его особенность - здесь всегда ждут покупателя, готовы предложить ему широкий ассортимент товаров. Мало того, что возле прилавков в «Меркурии» постоянно толпятся покупатели, их можно встретить тут даже в самое позднее время - магазин работает зимой до полуночи, а летом - до двух часов ночи. Других торговых «точек», работающих по такому удобному для населения графику, просто нет в округе.
Конечно, на первом месте для посетителей этого магазина - ассортимент изделий и цены на них. На здешних прилавках - самый богатый выбор деликатесной продукции, которая поставляется сюда почти двумя десятками разных фирм. В этом смысле магазин как бы нацелен на состоятельного покупателя. А если учесть, что он находится вблизи автостанции, то многие проезжающие охотно заглядывают в эту «точку». Но и обычный покупатель здесь найдет для себя нужные и сравнительно недорогие товары.
Начинал предприниматель С. Ершов, которому принадлежит «Меркурий», с торговли в киосках, был одним из первых кооператоров в районе. Постепенно дело расширялось - появились его магазины в селах Воздвиженское, Староустье. Что касается фирменного магазина «Меркурий» (этому уже не надо удивляться в здешней глубинке), то он появился на месте пустовавшего павильона, а это полсотни квадратных метров в торговом зале, семь продавцов в разных отделах за прилавками. Но сегодня, как убежден хозяин, этого мало - потому в магазине начата реконструкция, которая позволит вдвое увеличить торговые площади.
Что касается сети магазинов, которыми в этом же районе владеет предприниматель Р. Турлаева, то их вправе назвать «магазинами для всех». Хозяйка учитывает, что люди в глубинке живут не богато, при покупках стараются обходиться самым необходимыми, по возможности, недорогим для своего кошелька. Конечно, на прилавках присутствует и дорогая, деликатесная продукция – выбирай, кому что по карману. И еще одно удобство - некоторые из этих магазинов напоминают небольшие универсамы, где за один заход человек может сделать самые разные покупки.
Начинала Р. Турлаева с аренды двух магазинчиков, которые совсем захирели в местном райпо. Позже их удалось выкупить, привести в порядок, и покупатели быстро откликнулись на такую заботу, потому со временем сложился даже свой круг покупателей, которым хозяйка отпускать кое-какие продукты в долг, как говорится, до очередной получки. Если перейти к сегодняшнему дню, то сейчас в ведении этой предприимчивой и удачливой женщины уже насчитывается 12 торговых «точек», а также небольшое кафе. А теперь о самом главном преимуществе - торговля у Турлаевой рассредоточена по всему району, а вовсе она «не сидит» только в райцентре, как у некоторых других предпринимателей. Последним приобретением стало приобретение очередного магазина в дальнем поселке Калиниха площадью в 600 «квадратов». Сейчас он полностью реконструируется, хотя это потребовало немалых затрат.
А вот еще пример настоящей находчивости и предприимчивости этой женщины в коммерции - при магазине «Юбилейный» открыто, как уже упоминалось, кафе. Про ассортимент блюд не сказать, что он шикарный, но всегда в выборе свежие овощные салаты, три - четыре вида первых и вторых блюд. Если днем в кафе в основном затишье, то по вечерам тут не найти свободного места. Нередко в кафе коллективно отмечают разные семейные торжества.
Своего рода разительным контрастом выглядит ситуация с торговлей в деревне Плясицино, которая отнюдь не является некоей глухоманью в Чкаловском районе. По свидетельству местных жителей, сюда в течении последних двух лет не завозят хлеб и другие продукты первой необходимости. А до ближайшего магазина, который находится в деревне Высокой, больше километра. Пенсионерам, которые тут преобладают, нелегко добираться сюда, особенно в зимние заносы или осеннюю слякоть. Выручает, что особо возрастным людям приносит на дом разные продукты здешний социальный работник.
Невольно напрашивается вопрос - почему сюда нельзя наладить доставку продуктов с помощью автолавки? По словам руководителя местного райпо Г. Васениной, в прежние времена так и было - кооператоры обслуживали весь район. Но ситуация изменилась - выгоды от автолавок кооператорам нет, одни убытки – до 200 тысяч рублей в год. Правда, пока в райпо обслуживают разъездной торговлей около трех десятков деревень, где жителей побольше. А в остальные, малонаселенные торговля, как говорится, и носа не кажет. А от этого страдают люди, в основном пенсионеры, которые заслужили более уважительного к себе отношения.
Сейчас в городах и поселках все больше распространение получает торговля так называемой «шаговой доступности», когда чуть ли не углом твоего дома можно в удобное для покупателя время приобрести необходимые товары. Это выгодно и самой торговле - товарооборот растет, соответственно поднимается выручка. Как показывает опыт, при желании и умении коммерсантов такая цивилизованная торговля постепенно утверждается в сельской местности, удовлетворяя самые неотложные нужды людей. Но сколько еще остается мелких сел и деревень, где жителям такие обычные бытовые блага и во сне не снятся…
Источник: Анатолий Ершов Нижегородская область «Крестьянские ведомости»