Автомобильные и железнодорожные перевозчики должны работать на равновыгодных условиях, заявил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, выступая в РСПП. Перспективным механизмом смягчения противоречий он назвал введение платы за пользование автодорогами и развитие контрейлерных перевозок. 

Железнодорожники давно жалуются на неравные условия конкуренции с автотранспортом – ведь им приходится платить за пользование инфраструктурой, а автомобилистам – нет. Кроме того, Минтранс инициирует повышение для трасс допустимой нагрузки на ось до 11 тонн (к примеру, на трассе «Дон», по которой машины с зерном едут в порт Новороссийск, норма нагрузки – всего 7 тонн).

Повышение планки, очень возможно, приведёт к дальнейшему оттоку грузов с железных дорог. Чтобы отрегулировать процесс, на заседании комиссии РСПП по транспорту было предложено поддержать законопроект того же Минтранса о введении платы за пользование автодорогами для большегрузных автомобилей.

В протоколе заседания говорится и о необходимости «обеспечить сбалансированное инвестиционное развитие не только автомобильного, но и железнодорожного, а также остальных видов транспорта на основе государственного финансирования приоритетных для страны инфраструктурных проектов».

Тревогу железнодорожных операторов вызывает и тот факт, что работа автотранспорта практически не контролируется. К примеру, для железнодорожной перевозки нужно 8 документов, для автомобильной – 1, а реальный вес загрузки автомобиля проверяется в редких случаях.

Сыпучие грузы в объёме свыше 40 тонн автомобилями возить не будут ни в каком случае, уверил Евгений Москвичёв, руководитель АСМАП, но и цены на пользование дорогами должны быть не выше европейских. Планка нагрузки на ось повышается, чтобы автоперевозчики смогли на равных конкурировать с зарубежными.

Евгений Москвичёв также отметил, что автомобилисты готовы сотрудничать с железнодорожниками в смешанных перевозках, однако посетовал, что если в ЕС груз переходит с одного вида транспорта на другой моментально, то в России он может из-за логистических нестыковок несколько дней лежать на складе.

Владимир Якунин предложил автомобилистам и железнодорожникам более активно вкладывать средства в развитие контрейлерных перевозок, где на место конкуренции приходит кооперация. «Правда, с платформами у нас слабовато», – отметил он. Отсутствие специализированного подвижного состава лишь одно из препятствий к развитию контрейлерных перевозок, считает Алевтина Кириллова, вице-президент НП «Гильдия экспедиторов». Нужны новые тарифные схемы расчёта провозных платежей в зависимости от того, транспортируется автопоезд или только трейлер. Также нужна чёткая технология взаимодействия железной дороги и таможни.

Источник: Гудок