К началу третьей декады мая Росстат еще не подготовил данные по итогам работы всех категорий хозяйств в аграрном секторе страны. Но вот информация о том, как поработали животноводы крупных, средних и малых сельхозпредприятий уже обнародована. Неожиданностей почти нет. По-прежнему наибольший прогресс наблюдается в тех отраслях, которые считаются приоритетными в решении мясной проблемы, - птицеводстве и свиноводстве. И столь же постоянной остается тенденция к сокращению стада крупного рогатого скота.
За январь-апрель текущего года сельскохозяйственные предприятия (здесь и далее приведены данные именно по ним) произвели скота и птицы в живом весе 1 млн 932 тыс. тонн – 115,2% к уровню соответствующего периода. Из общего прироста – почти 255 тыс. тонн – более половины принесло птицеводство. Если за первые четыре месяцы прошлого года мяса птицы было произведено 949,7 тыс. тонн, то в этом году за то же время – 1 млн 106,5 тыс. тонн (116,5%). В свиноводстве прирост скромнее – 102,7 тыс. тонн. Однако в этой скороспелой отрасли темпы роста оказались даже выше – 126,1% (393,1 тыс. тонн произведено в живом весе за январь-апрель 2009-го и 495,8 тыс. тонн в январе-апреле 2010 года).
А вот с говядиной все сложнее. В общей структуре производства мяса сейчас ее доля в пределах 15 - 16% (а когда-то занимала более половины). И имеет тенденцию к дальнейшему падению. Если за январь-апрель прошлого года производство крупного рогатого скота (в живом весе) составляло 320,3 тыс. тонн, то за четыре месяца этого года – 316,8 тыс. тонн (минус 3,5 тыс. тонн).
Иначе и быть не могло – отечественное скотоводство продолжает сжиматься численно. Если на 1 мая 2009 года стадо крупного рогатого скота в сельхозпредприятиях насчитывало 9 млн 951,2 тыс. голов, то через год – 9 млн 631,7 тыс. голов. То есть на 320 тыс. животных меньше. Примерно столько КРС сегодня имеется в сельхозпредприятиях таких значимых для животноводства областей центра России как Курская, Липецкая и Орловская. Как бы потеряли три региона.
Маточная часть стада также сокращается. Если в конце апреля 2009 года коров в сельхозпредприятиях насчитывалось 3 млн 803,6 тыс. голов, то нынче к 1 мая их осталось 3 млн 718,5 тыс. – на 85,1 тыс. меньше. Почти столько же буренок в хозяйствах Ивановской, Костромской, Тамбовской и Новгородской областей вместе взятых. Причем, уменьшение дойного стада наблюдается в абсолютном большинстве регионов страны. А в некоторых из них, таких как, например, Брянская, Курская, Московская, Орловская области, спад в коровьем стаде составляет от 5 до 10%. Небольшой прирост в анализируемый период наблюдался в Воронежской, Калужской, Калининградской, Ленинградской, Псковской областях, Мордовской республике, Татарстане и некоторых других регионах. Правда, резко – с 22,5 тыс. в прошлом до 40,1 тыс. голов в этом году увеличилось число коров в сельхозпредприятиях Республики Дагестан, но пока в Минсельхозе РФ нет ясности, за счет чего это произошло.
Надо сказать, что в молочном скотоводстве спад дойного стада возмещается за счет роста его продуктивности. Правда, сельхозпредприятиям тех же Московской и Тамбовской областей этого сделать не удалось, они, как говорят, «минусуют» по валовым надоям. А в целом по стране за январь-апрель текущего года надоено молока в расчете на 1 корову молочного стада – 1493 килограмма против 1421 килограмма в прошлом году. Судя по данным статистики, этому способствовало и увеличение наличия кормов, в том числе и концентрированных. Так что в целом по стране производство молока в сельхозпредприятиях за первые четыре месяца этого года составил 4 млн 618,7 тыс. тонн против 4 млн 528,3 тыс. тонн за этот период в прошлом году – прирост 2%.
А вот по говядине, как говорилось ранее, наблюдается спад в производстве порядка 1,1%. Здесь снижение поголовья повышением продуктивности оставшихся животных возмещать не удается – «шлейф» стада (молодняк на откорме) слишком скромен. В то же время специализированное мясное стадо хотя и прибывает, но все еще занимает не более 2 - 3% в структуре поголовья отечественного КРС. Современный российский капитал не хочет вкладываться в отрасль, дающую отдачу лишь через несколько лет, а государство здесь не щедро на стимулы. Так что очень сомнительно, что в ближайшие годы российская телятина и говядина начнут теснить аргентинское и бразильское мясо КРС.
Может быть, по мере выхода из кризиса ситуация изменится? Хочется надеяться. Потенциал отрасли – луга и пастбища России даже в ближайшем Подмосковье, способны прокормить многие миллионы герефордов, ангусов, шевроле, не говоря уж о казахской белоголовой, симменталах, калмыцком скоте…
Источник: Юрий Савин «Крестьянские ведомости»