Руководство Союза производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК «Союзагромаш» обратилось к российскому правительству с просьбой принять протекционистские меры по отношению к отечественным производителям сельхозтехники. По утверждению президента Союза Константина Бабкина, причиной обращения стало намерение Евросоюза субсидировать своих фермеров в 2007–2013 годах под закупку техники собственных производителей, что, по его мнению, может остановить продвижение российских комбайнов на европейский рынок. Некоторые эксперты полагают, что в результате введения субсидирования ЕС общие убытки российских машиностроителей могут исчисляться «сотнями миллионов евро» в виде недополученной прибыли.
Как пояснили в «Союзагромаше» (общественная организация, объединяющая более 200 предприятий отрасли), с января 2007 года Евросоюз ввел новую директиву, согласно которой его структурные фонды могут выделять субсидии фермерам на закупки в 2007–2013 годах сельскохозяйственной техники, произведенной исключительно на территории стран ЕС. В Союзе уверены, что дотируя европейских фермеров, чиновники ЕС ставят в проигрышное положение российских машиностроителей, которые по цене не смогут конкурировать со своими западными конкурентами (немецкий Claas, американские John Deer и Case). Особенно это касается новых членов Евросоюза — стран Восточной Европы, которые еще во времена СССР закупали советские комбайны и трактора, а последние 15 лет — комплектующие к ним на российских предприятиях. В данной ситуации европейским фермерам будет более выгодно покупать «льготируемую» технику, даже если продукция российского машиностроения будет равна ей по качеству.
По утверждению президента «Союзагромаша» Константина Бабкина, «данная мера противоречит нормам международной торговли. Он считает, что «решения еврочиновников практически остановят поставки на территорию ЕС и стран-кандидатов в ЕС российских машин, которые систематически осуществлялись с 70-х годов и наращивались последние 5 лет. Ущерб от введения новой директивы только в торговле России с Болгарией составит, по оценке господина Бабкина, ?24 млн.
Как сообщили на комбайностроительном заводе «Ростсельмаш», в текущем году руководство предприятия планировало довести свою долю до 70% на рынке Украины и занять 20% рынка стран дальнего зарубежья, увеличив годовой оборот до $500 млн ($470 млн в сезоне 2005–06 года). Введение же субсидий еврочиновниками может серьезно подкорректировать эти бизнес-планы.
По мнению господина Бабкина, вступление России в ВТО станет «пагубным шагом для отрасли», так как выдержать конкуренцию с более мощными иностранными производителями (годовой оборот американского John Dear составляет $16 млрд) им не под силу. В связи с этим члены Союза потребовали от правительства РФ введения «зеркальных ответных мер» в отношении сельхозтехники, произведенной в Евросоюзе. В частности, предлагается прекратить субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным на приобретение европейской сельхозтехники и оборудования для АПК, субъектам федерации воздержаться от закупок данной продукции, а также запретить государственной компании «Росагролизинг» поставки данной продукции на российский рынок.
По оценкам ряда экспертов, общие убытки российского сельхозмашиностроения с 2001 года возросли с 2 до 6,5 млрд рублей. Специалисты ИК ФИНАМ полагают, что общие убытки отрасли в результате введения субсидирования ЕС могут исчисляться «сотнями миллионов евро» в виде недополученной прибыли. Как заметил „Ъ“ аналитик ФИНАМ Владислав Кочетков, призывы к российским властям от машиностроителей с требованием принятия протекционистских мер появляются часто, так как даже динамично развивающаяся в последние годы отрасль не в состоянии сама справиться с иностранными конкурентами. Однако, по его мнению, в преддверии вступления России в ВТО правительство РФ не пойдет на жесткие шаги в отношении иностранных производителей.
Как признался источник в «Росагролизинге», местным чиновникам более выгодно работать с иностранными компаниями по закупке техники так как «те умеют найти правильный подход к властям». Кроме того, он заметил, что некоторые производители, в частности краснодарский сборочный завод Claas, уже чуть ли не считаются «отечественными», поэтому кубанские власти предпочитают закупать сотни комбайнов этой марки, игнорируя ростовские.