Закон о торговле необходимо доработать, считают представители торговых сетей. Об этом они говорили на заседании экспертного совета в Федеральной антимонопольной службе (ФАС).
Хотя со дня принятия закона прошло уже больше двух месяцев, до сих пор есть разногласия в трактовке закона сетями и ФАС. Некоторые участники дискуссии считают, что позиция ФАС противоречит закону о торговой деятельности.
Как сказал старший юрист по корпоративной практике и антимонопольному законодательству фирмы Goltsblat BLP Николай Вознесенский, одна из трудностей при работе торговых сетей с законом – отсутствие государственного органа, который может давать разъяснения по новому закону. Кроме того, пока не сложилась практика применения закона, поэтому многие моменты не ясны. Часть неопределенностей будет разрешена в судебных спорах в ближайшие годы, но до этого времени еще надо как-то работать. К тому же судиться не хочется никому.
Так, многим не понятны правила раскрытия условий договора. По мнению юриста Goltsblat BLP, торговые сети не обязаны раскрывать информацию о ценах в интернете. Только при адресном запросе торговая сеть обязана раскрыть цены и условия договоров, считает Николай Вознесенский.
Однако в торговых сетях уверены, что раскрытие цен может нарушить закон о защите конкуренции. В таком случае поставщика вместе с сетью можно будет обвинить в сговоре. Поэтому на своих сайтах торговые сети цены пока не решаются публиковать.
Другой вопрос – как считать допустимые законом вознаграждения, называемые также бонусами. Пока нет четкого понимания, какой период учитывается при определении 10% вознаграждения. К тому же существуют сложности в разделении двух понятий: скидок и вознаграждений. Николай Вознесенский в связи с этим назвал одно существенное различие между ними: вознаграждение не меняет цену товара на полках, в то время как скидка почти всегда понижает цену в рознице. То есть скидка учитывается торговыми сетями при расчете цен, а вознаграждение – нет.
Однако в торговых сетях считают, что скидки даются поставщиками для стимуляции продаж. По их мнению, ограничение размера вознаграждений может считаться нарушением их прав.
Многих представителей торговых сетей волнуют изменения в работе с так называемыми договорами о комиссии. «Сейчас стало невозможно приобретать товары по договору о комиссии», - заявил один из представителей торговых сетей на экспертном совете. По этому договору поставщик фактически получает услуги по продаже своей продукции. Процент с продаж, определенный в договоре о комиссии, затем поступает поставщику. Особенно много таких договоров – примерно 50% от всех заключенных сетями - в Калининградской области.
Для некоторых сетей договоры о комиссии нужны для повышения товарооборота, который, в свою очередь, влияет на котировки акций, отметили представители торговли.
Заместитель главы ФАС Андрей Кашеваров признал, что в законе есть разночтения и посоветовал участникам рынка при выявлении недостатков предлагать поправки в закон. Пакет поправок, по его словам, будет рассмотрен осенью текущего года.
Источник: Максим Ильин «Крестьянские ведомости»