1 млрд 350 млн руб. недополученная прибыль экспортеров зерна в марте 2010 года за счет укрепления национального курса валюты, отмечают аналитики «Русагротранса». В марте текущего года экспорт зерновых составил 1,65 млн тонн, продемонстрировав определенный рост (3%) относительно уровня февраля 2010 г. В то же время по сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспорт зерна в марте 2010 г. существенно ниже (2,16 млн тонн в марте 2009 г.).

За первые 8 месяцев 2009/10 МГ (с июля 2009 по февраль 2010), по сравнению с аналогичным периодом 2008/09 МГ, прослеживалось сохранение темпов экспорта российского зерна. Падение совокупных объемов российского зернового экспорта не превышало 2%, в то время как общемировое снижение темпов экспорта достигло в США – 24%, в странах ЕС-27 – 18%, на Украине – 7%. По итогам марта 2010 года падение совокупных объемов российского зернового экспорта составило порядка 4,5% от рекордных уровней сезона 2009 г.

Основная причина падения экспорта в марте 2010 г. – существенное укрепление национальной валюты и падение мировых цен на зерно. На курсовой разнице в марте нынешнего года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, экспортер потерял 821 руб. на тонну груза.

Средняя цена пшеницы 4 класса (март-2010) FOB Новороссийск – $164,2. Средний курс марта-2010 – 29,6. Цена пшеницы 4 класса (март-2009) – $170,5/т  FOB. Средний курс марта-2009 – 34,6.

Таким образом, за тонну пшеницы в 2009 г. экспортер получал 5899 руб. А в марте 2010 г. – 4860 руб. При этом основными факторами изменения цены стало укрепление национальной валюты: (минус 821 руб. разница в валютном курсе) и падение мировых цен на зерно (минус 185, 5 руб./т).

Как заявил первый заместитель генерального директора ЗАО «Русагротранс» Олег Рогачев, реакцией на неблагоприятную конъюнктуру большинства экспедиторов, работающих в экспортном направлении, стало снижение стоимости перевозки экспортного зерна в марте 2010 г. в среднем на сумму от 100 до 150 руб./т. «Русагротранс» предоставляет вагонный парк экспедиторам, работающим на экспорт, что позволяет видеть цельную картину существующих затрат. Уверен, что снижение цен в данном сегменте окажет посильную помощь экспортерам и поможет поддержать объемы рынка, – считает О.Рогачев. – Но и другие участники цепочки ценообразования – порты, элеваторы – должны пойти навстречу рыночной ситуации и адекватно отреагировать на нее. Пока же их цены держатся и даже растут».

Вместе с тем, как подчеркнул О.Рогачев, экспорт нуждается в комплексной поддержке, в развитии инфраструктуры, системы страхования рисков и других мерах. «Без этого он не может быть защищен и стабильно развиваться, равномерно распределяя прибыли между тучными и худыми годами», – сказал он.

Источник: IDK.RU