Лишь треть россиян уверены в безопасности продуктов питания, которые они покупают. И хотя большинство российских потребителей поддерживают идею об ответственности производителя за качество и безопасность продовольствия, две трети опрошенных компанией Nielsen граждан заявляют, что они сами отвечают за безопасность того, что они едят.
С 15 февраля 2010 года обязательная сертификация большинства продуктов питания отменена. Теперь вся ответственность за их качество и безопасность возлагается на производителя. В качестве основного документа, подтверждающего безопасность продукции, может приниматься декларация о соответствии, которая готовится производителем на основании собственных доказательств или доказательств, полученных при помощи независимых лабораторий.
Предполагается, что указанные изменения в законодательстве РФ снизят бюрократические барьеры для развития бизнеса и будут способствовать сокращению расходов производителей по выводу своей продукции на рынок. В то же время теперь потребуется гораздо больше усилий, чтобы убедить скептически настроенных российских потребителей, что продукты, которые они покупают, действительно безопасны.
Как показали результаты исследования компании Nielsen, Россия – в числе стран, где потребители менее всего удовлетворены качеством и уровнем обеспечения безопасности продуктов питания. Только 32% россиян говорят, что они уверены в безопасности продовольствия, которое они покупают в магазинах. И, несмотря на рецессию и общий тренд на переключение на более дешевые бренды, две трети опрошенных заявляют, что готовы платить «премию» за гарантию безопасности продуктов.
«Большинство российских потребителей согласны с тем, что ведущая роль в процессе контроля за безопасностью продукции должна быть у производителя», - замечает генеральный директор компании «Nielsen Россия» Дуайт Уотсон.
По данным исследования, семь из десяти (71%) опрошенных россиян считают, что главная обязанность по обеспечению безопасности продовольствия возлежит на производителях. Четверть потребителей (25%) уверены, что за контроль безопасности продуктов питания должно отвечать государство, и лишь 4% заявляют, что это зона ответственности ритейлеров.
«Российские покупатели внимательно относятся к выбору места покупки продуктов питания, а имя производителя служит важной гарантией их безопасности», - продолжает Дуайт Уотсон.
Впрочем, в списке самых достоверных источников информации при возникновении сомнений в безопасности пищевых продуктов производители оказались на втором месте (33% опрошенных). Большинство же россиян доверяют средствам массовой информации (46%) в вопросах информирования о безопасности продуктов питания. Это неудивительно, учитывая, какую роль сыграли российские СМИ в 2009 году, доводя до сведения широкой общественности проблемы с обеспечением безопасности продуктов и факты злоупотреблений, выявленных на протяжении всей продовольственной цепочки – от производителя до прилавка, - полагает Дуайт Уотсон.
Пока лишь 10% российских потребителей доверяют ритейлерам при возникновении сомнений в безопасности пищевых продуктов. Однако существует большая вероятность того, что новые правила сертификации продуктов и рост обеспокоенности потребителей уровнем безопасности продовольствия изменят ситуацию, и ритейлеры захотят разделить эту ответственность с производителями, - считает Дуайт Уотсон.
«Результаты нашего исследования содержат важное послание производителям и ритейлерам, - говорит он. - Потребители хотят быть уверенными в безопасности продуктов. 51% россиян говорит, что гарантия безопасности продуктов является важным фактором выбора места покупки товаров, и 71% готовы доплачивать «премию» за эту гарантию. Очевидно, что непрерывная забота о свежести и безопасности продуктов может стать сильным конкурентным преимуществом».
В то же время, почти две трети опрошенных россиян (67%) считают, что они сами отвечают за безопасность того, что они покупают и едят. Чтобы избежать пищевых отравлений, лишь 21% готов есть купленные продукты после истечения срока их годности, даже если они хорошо выглядят и пахнут.
Более половины россиян (51%), чтобы обеспечить безопасность того, что они едят, стремятся покупать экологически чистые продукты – органические, выращенные в экологически чистых условиях, без применения химикатов и стумуляторов. А 75% - предпочитают продукцию местного/отечественного производства. Потребители считают такую продукцию более полезной для своей семьи, показало исследование Nielsen. Важным мотивом покупки отечественной продукции является также поддержка местных производителей и фермеров.
По данным еще одного исследования, посвященного продовольственной упаковке, две трети россиян (68%) сообщают, что обращают внимание на надписи на продовольственной упаковке. Но лишь 38% понимают, что там написано.
«Исследования показывают, что у потребителя зачастую нет полной и достоверной информации для того, чтобы сделать безопасный выбор, - подчеркивает Дуайт Уотсон. - Совершенно очевидно, что потребуются объединенные усилия пищевой индустрии и государства по обеспечению безопасности продовольствия. В первую очередь это касается повышения уровня информированности покупателей о том, что полезно и безопасно для них».
Источник: Подготовила Диана Насонова «Крестьянские ведомости»