ОАО «РЖД» согласно с позицией министерства транспорта РФ о поэтапной передаче вагонов перевозчика его «дочке» – ОАО «Вторая грузовая компания» (ВГК), заявил в Совете Федерации президент РЖД Владимир Якунин. «Есть закон, который определяет, что уставный капитал любой акционерной компании должен формироваться в течение года. Поэтому мы согласны с предложением о том, что сначала вносится 50% вагонов и накапливается опыт, берутся данные мониторинга по рынку с тем, чтобы к концу года (с начала существования ВГК) полностью сформировать уставный капитал», – отметил он.

По словам В.Якунина, стороны полностью согласовали принципиальные вопросы по этой процедуре. «Я согласен с позицией, что по основным вопросам, связанным и с моделью, и с реформированием, и с созданием ВГК достигнуто взаимопонимание, есть единая позиция. Те вопросы, которые остаются, не носят стратегического характера», – сказал глава РЖД.

Ранее сообщалось, что министерство транспорта РФ рекомендует РЖД передавать парк ВГК в два этапа в течение года, передает RZD-Partner.ru.

«На сегодняшний день есть единая позиция, что ВГК должна быть создана. Наши предложения РЖД состоят в том, что создается ВГК, но вывод грузовых вагонов происходит в два этапа. 50% – в течение трех месяцев после создания. В течение года мы вместе анализируем, каким образом происходит работа ВГК, ее влияние на рынок. После этого решается вопрос о выводе вторых 50%», – говорил ранее замминистра транспорта Андрей Недосеков. «Мы согласны с позицией ФАС и Минэкономразвития, что к окончательному выводу ВГК необходимо рассмотреть вопрос о том, чтобы суммарный объем вагонов ПГК (ОАО «Первая грузовая компания») и ВГК как дочерних обществ РЖД не доминировал на рынке», – добавил А. Недосеков. По его словам, речь идет о том, что к концу 2011 года должен быть решен вопрос о продаже контрольного пакета акций ПГК. «И при этом мы поддерживаем РЖД в том, что это будет IPO – распределенная продажа разным владельцам. Фактически (мажоритарный) контроль останется за РЖД», – отметил А. Недосеков.

В.Якунин ранее заявлял, что в его компания «в перспективе не намерена сохранять одновременно контрольный пакет в капитале ПГК и ВГК». При этом, как следует из материалов компании, перевозчик в течение ближайших 1,5-2 лет готов продать контрольный пакет акций ВГК. Ранее РЖД сообщали о планах до 2012 году продать лишь до 50% акций ПГК. В то же время, В.Якунин отмечал, что затягивание процесса вывода вагонов инвентарного парка РЖД в ВГК может привести к тому, что через 3-4 года большую его часть придется «списать на металлолом, поскольку у компании нет источников для обновления парка».

В ВГК планируется передать 182 тыс. вагонов, в том числе 135 тыс. полувагонов, 32,1 тыс. крытых и 11 тыс. платформ. В то же время, компания должна будет приобрести 150 тыс. новых вагонов при сравнительно малом изменении рыночной доли в 2010-2015 гг. (с 25,9% до 28,6%).

РЖД планируют создать ВГК до конца I полугодия, хотя ранее в качестве ориентировочного срока создания компании назывался I квартал.

Первоначально РЖД предполагали привлечь в капитал ВГК частных инвесторов уже на этапе создания: перевозчик готов был представить инвесторам 25% + 1 акцию компании. Но в итоге было принято решение об учреждении ВГК как 100% «дочки» РЖД. На втором этапе ее акции предполагается вывести на рынок. При этом, по словам В.Якунина инвесторы смогут войти в уставный капитал ВГК не ранее чем через год – после подготовки необходимых финансовых документов.

Решение о последовательной передаче вагонного парка РЖД в 2 грузовые компании было принято весной 2007 г. Летом того же года была создана ПГК, которой было передано 200 тыс. вагонов из парка РЖД. После создания ВГК в собственности РЖД останется около 30 тыс. грузовых вагонов для обеспечения хозяйственных перевозок.

Источник: IDK.RU