Официально объявлено, что судебное дело между Минсельхозом США и чернокожими фермерами, получившее название Пигфорд – II, улажено. Об этом заявили генеральный прокурор США Эрик Холдер и министр сельского хозяйства Том Вилсак. Иск касался обвинений в адрес министерства по поводу предвзятого отношения к чернокожим, из-за чего им в свое время отказывали в выдаче кредитов.

Вообще это дело для США имеет огромное значение. На сайтах Минсельхоза постоянно можно видеть уведомления о том, что это ведомство активно борется против дискриминации на национальной почве или на основании цвета кожи. Желающие могут ознакомиться с сайтом и убедиться, что это так. Но в реальности, оказывается, многое обстоит иначе. Во всяком случае, так считают многие темнокожие, иначе, откуда бы взялись иски? Как следствие сложившейся практики, появился иск к министерству. Лидером недовольных стал Тимоти Пигфорд.

Последнее соглашение, о котором объявлено на днях, касается претензий чернокожих по поводу событий, имевших место в период 1997 – 2004 гг., а так называемое дело Пигфорд - I - по поводу ущемления прав темнокожих при получении кредитов с 1983 по 1997 гг. Как видим, события касаются недавнего прошлого.

Достижение соглашения приветствовали и в Белом доме, и на Капитолийском холме. Законодатели теперь будут думать, как компенсировать фермерам потери от дискриминационного подхода прошлых лет.

Теперь о деталях. Объявленное соглашение получило название Пигфорд – II. По нему чернокожие фермеры в итоге в той или иной форме получат 1,25 млрд. долларов. Средства получат те, кто докажет, что стал жертвой дискриминации при выдаче кредитов министерством.

В США недавно было свыше 300 банков, финансировавших фермеров. Но это частные банки, там и условия соответствующие. Наиболее нуждающиеся фермеры, поэтому, всегда хотели получить кредиты непосредственно у государства в лице Минсельхоза. Это была их последняя надежда.

Решено, что конгресс выделит средства, а уже каждый фермер, зарегистрированный в коллективном иске, будет доказывать нейтрально судебному представителю суть своих претензий, но во внесудебном порядке. Каждый, кто докажет, что он действительно пострадал, может получить до 50 тыс. долларов плюс помощь на погашение задолженности.

Как отмечает «Вашингтон пост», по другой, более строгой процедуре, можно рассчитывать на компенсацию в $250 тыс. Правда, реальная сумма выплат может быть сокращена в зависимости от фактического размера, так называемого фонда пострадавших и от количества удовлетворенных претензий. Выплаты могут начаться в середине следующего года.

Скорее всего, в итоге чернокожие фермеры получат компенсации. Ведь в рамках первого дела Пигфорда выплаты удалось добиться 15 тыс. человек на сумму порядка $1 млрд.

И это еще не все. По сведениям «Вашингтон пост», аналогичный иск хотят подать испаноязычные фермеры, а также фермеры – женщины. Правда, в двух последних случаях судья отказался регистрировать документы как коллективные иски. Однако проблемы остаются. Все жалуются на дискриминацию при выдаче чиновниками аграрных кредитов или на предъявление при этом невыполнимых условий.

Не исключено, что имеет место и обыкновенное чиновничье хамство, а не обязательно расовая неприязнь. Иначе некоторые случаи с трудом поддаются логическому объяснению.

Некий Альберто Акоста, фермер из Нью-Мексико, поведал газете, как в 1998 и 1999 гг. получал в Минсельхозе кредит на $92 тыс. Акоста говорит только по-испански, поэтому чиновник из Минсельхоза должен был расписываться на каждом документе, подтверждавшем существенные траты. Это значило на практике, что фермеру приходилось каждый раз преодолевать на автомобиле расстояние в 500 км, когда он покупал какое-то сельскохозяйственное оборудование. Кроме того, при каждом визите к чиновнику нужно было нанимать и оплачивать переводчика.

По словам Акосты, именно поэтому в итоге ему пришлось продать ферму. Он и сейчас убежден, что такого не было бы, если бы он был англосаксом.

К началу 2010 года более 100 испаноязычных фермеров предъявили Минсельхозу иски. Некоторые юристы считают, что если бы документы оформили как коллективный иск, с жалобами обратились бы «десятки тысяч испаноязычных фермеров».

Утверждают, продолжает «Вашингтон пост», что дискриминация при приеме заявок на получение кредитов проявляется по-разному. Бывает, что не принимают заявки, отговаривают подавать их, не помогают фермеру составить документ как нужно, затягивают весь процесс на несколько месяцев и тд.

Убежден в существовании дискриминации испаноязычных фермеров и сенатор - демократ из Колорадо Роберт Менендес.

Д.Канут, фермер – животновод, сообщил, что долгие годы получал кредиты в Минсельхозе, пока на какой-то конференции фермеров не выступил со своим отцом с утверждениями, что дискриминация существует. Итог – в 2005 году ему отказали в кредите без каких – либо объяснений. Канту также поведал, что с «белыми» фермерами чиновники разговаривают в первую очередь и в кабинетах, а с испаноязычными – только в коридоре.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что изжить сложившуюся практику удастся не сразу и Минсельхозу США еще предстоит немалая работа в этом направлении.

Источник: Николай Худяков «Крестьянские ведомости»