По утверждению генерального директора ОЗК Сергея Левина, со второй половины текущего года компания планирует приступить к модернизации мощностей Новороссийского КХП, в котором государству принадлежит контрольный пакет акций. Терминал был запущен в июне 2008 года и рассчитан на перевалку 4 млн тонн зерновых и масличных культур в год. По замыслу Левина, модернизация должна увеличить его мощности как минимум на 60%. Дело в том, что, по замыслу учредителей ОЗК, к 2012 году компания будет способна отправлять на экспорт не менее 10?15 млн тонн зерна. Конечно, при условии, что уровень экспорта на тот момент составит 25?30 млн тонн (в нынешних ценах – это 6,5?7 млрд долларов). Таким образом, ОЗК могла бы консолидировать 40?50% от общего объема экспорта. Для этого и нужно расширить возможности Новороссийского КХП. Правда, даже его расширенных мощностей для реализации столь глобальной цели не хватит, тем более что через Новороссийский КХП сегодня экспортируют зерно и нынешние лидеры экспортного рынка – МЗК, «Русинтерагосервис», «Юг Руси», «Астон», «Валары» и др. Поэтому ОЗК поневоле придется перенаправлять собственные зерновые потоки в другой порт. Для этого и возник бизнес-проект строительства зернового терминала в одном из глубоководных портов Черного моря. Кроме Новороссийска и Туапсе, географические возможности которых ограничивают расширение их мощностей, другими глубоководными портами являются Тамань, Кавказ и Темрюк, способные принимать суда дедвейтом свыше 5 тыс. тонн. Из них наиболее предпочтительные шансы имеет новый порт Тамань, инвестиции в который предусматривали расширение перевалочных мощностей до 30 млн тонн в год. Построив, к примеру, в Тамани терминал, ОЗК сможет серьезно разгрузить Новороссийск и обеспечить себе бесперебойную отправку экспортного зерна. Как сообщила представитель пресс-службы Новороссийского морского торгового порта Екатерина Юркова, в 2009 году через него было отгружено 9,074 млн тонн зерна, что на 43,7% выше, чем годом ранее (6,316 млн тонн). Всего же экспорт зерна из России в прошлом году составил 21,7 млн тонн на общую сумму 3,6 млрд долларов (из расчета среднегодовой цены в 170 долларов за тонну). Таким образом, цифра в 10?15 млн тонн экспорта не выглядит такой уж недостижимой для ОЗК, учитывая лоббистские возможности руководства госкомпании и ее устойчивые связи с государственной компанией ЗАО «Русагротранс», владеющей огромным парком зерновозов. 28 октября прошлого года ОЗК и «Русагротранс» подписали соглашение о стратегическом партнерстве. В этой связке ОЗК вполне по силам собрать у себя половину российского экспорта.
Источник: Эксперт