В 2009 году США потратили на выработку этанола 107 млн тонн зерна. Этого вполне хватило бы, чтобы целый год кормить по среднемировой норме 300 млн человек. Около 25% американского зерна было использовано для получения автомобильного топлива. В США построено порядка 200 заводов по выработке этанола. По сравнению с 2004 годом количество переработанного на топливо зерна возросло в три раза.
Такими словами начинается новое исследование известного американского научного центра - «Института политики Земли», возглавляемого авторитетным ученым Лестером Брауном.
Последствия такой политики вполне очевидны с учетом масштабов аграрного потенциала США. Америка является ведущим экспортером зерна в мире. Она вывозит его больше, чем Аргентина, Канада, Австралия и Россия вместе взятые. Поскольку при глобализации все взаимосвязано, спрос на американское зерно дома для производства биотоплива неминуемо способствует росту цен на зерно в мире.
С чисто сельскохозяйственной точки зрения, считают в институте, удовлетворить потребности в биотопливе, вырабатываемом из зерна, просто невозможно. Даже если все зерно, весь урожай пустить на этанол, и ничего не оставить на производство хлеба или кормов для животных, то удовлетворить удастся только 18% потребности США в автомобильном топливе.
Повышенный спрос на кукурузу для выработки этанола в 2006 - 2008 гг. вызвал рекордное повышение цен на мировых рынках. Наиболее сильно пострадали представители малоимущих слоев населения в странах – импортерах. Беспрецедентное повышение цен впервые привело к рекордному уровню голодающих – более 1 млрд человек в 2009 году. Хотя в результате крупнейшего экономического кризиса после Великой депрессии цены пошли вниз и стали не такими заоблачными, как в пиковый период, они все равно выше, чем в среднем в долгосрочный период.
Того количества зерна, которое потребуется для получения этанола для одной заправки внедорожника, хватит, чтобы целый год кормить одного человека. Средний доход одного из 940 млн владельцев автомобилей самое малое в десять раз выше, чем доход каждого из 2 млрд голодающих. Битвы за урожай ведут автомобили и голодающие, но, судя по всему, победа будет за автомобилем.
Использование продовольствия для получения этанола объясняется тем, что из целлюлозы (листьев, травы, веток) получать этанол по приемлемой цене не научились, но приняли закон, обязывающий в США добавлять в автомобильный бензин часть этанола. Это закон о Стандарте возобновляемого топлива. Среди провозглашенных задач – снижение зависимости от импорта нефти. Производство этанола субсидируется. На это в год тратится примерно $6 млрд только в США. Получается, что налогоплательщики Америки фактически субсидируют рост цен на продовольствия в мире.
В этой связи английская газета «Гардиан» ссылается на секретный доклад Всемирного банка, обнародованный изданием в 2008 году. В докладе отмечается, что стремление американцев и европейцев к переходу на этанол вызвало повышение цен на продовольствие на 75%, а не на 2% - 3%, как заявляют США.
Источник: Николай Худяков «Крестьянские ведомости»