Как ни парадоксально, экономический кризис научил сельских жителей активнее заниматься личным подворьем - ведь в большинстве общественных хозяйств производство сокращено, на былые заработки рассчитывать не приходится. К примеру, село Богданово, что находится в отдаленном Сосновском районе, как раз тем и выделяется, что тут практически в каждом дворе хозяева держат разную скотину Раньше в Богданове был цех от Елизарьевского завода «Старт», где делали замки. Местный народ был как-то занят. А некоторое время назад цех закрыли. Правда, теперь на работу автобусом 20 человек возят в Елизарьево на головной завод, еще два десятка работников в Сергеево и Павлово.

Когда-то в Богданове был колхоз, многие, кто работал в местном заводском цехе, помогали колхозу - косили, картошку и свеклу убирали. Бывало, в луга выходили до ста человек. Многие держали скотину, для нее корма зарабатывали. Со всеми делами успевали, выгода от такой помощи колхозу была большая.

Сейчас в Богданове проживает свыше двухсот человек. Достаточно молодых, И хотя теперь с работой туговато, бездельем люди не маются - многие держат на подворьях скотину: коровы, поросята, гуси-куры. Словом, не заскучаешь - за всем поголовьем надо приглядеть, досыта накормить.

Совсем не редкость, когда на подворье держат по две-три коровы. Потому в сельском частном стаде почти полсотни коров, да еще немало телят, телок. Как обходятся с кормами для такого немалого поголовья? Тут особых проблем нет - в окрестных лугах можно сколько угодно накосить травы, за лето наставить достаточно стогов сена. Правда, зерно обходится дороговато - раньше колхоз подешевле продавал своим работникам. Теперь приходится покупать его у частников. А у этих разговор короткий - сколько скажет, столько и возьмет за зерно. Привозят в Богданово отруби - люди выстраиваются в очередь. Ведь скотинку на подворье голодной не оставишь.

Что касается доходов от подворья, то многие женщины возят молоко, сметану, творог на Павловский рынок. Выручка обычно неплохая. Потому домой покупают колбасу, сыры, другие разные продукты. А раньше жили гораздо хуже селяне - теперь получше стали зарабатывать, побольше тратят на себя. Свою роль сыграло и то, что в последние годы построили в Богданове новую дорогу - легко можно добраться с продуктами на базар. Прежде молоко ведрами выпаивали молодняку, а теперь везут его на продажу - так выгоднее селянину.

Но не только одними рыночными заботами живет здешний народ. В прошлом году в соседнее Елизарьево провели газ. Теперь в Богданове о таком же жизненном благе мечтают. В самом деле, за дрова и уголь надо отдать с осени 7-8 тысяч рублей. По расчетам, провести газ в дом стоит недешево - минимум 60 тыс. руб. Это при том, что раньше надо было платить за уличную трубу, а теперь вышло послабление - селянин платит только за подводку газа к дому.

О том, что люди не стремятся покидать родного места, говорит такой вроде бы рядовой факт. В Богданове до сих пор действует детский сад, медпункт, школа. Причем, школу жители сюда перевезли из отдаленной деревни Меледино, когда там народу уже не осталось. Правда, в последнее время пошли разговоры, что школу хотят закрыть. Но жители против - учителя есть, ученики тоже имеются. Дело в том, что сюда ходят сейчас два десятка богдановских ребятишек, еще десять учеников из соседней Сергеевки. Плюс в детсаду более десятка детей школьного возраста. Оказывается, было время, когда в Богданово стали возвращаться многие молодые люди, которые прежде уехали в города. Но там не прижились, вернулись в родную деревню, отремонтировали родительские дома, обзавелись семьями, нарожали детей. Словом, по-прежнему жива глубинная деревенька, наперекор всем сегодняшним кризисам выживает в нелегких заботах. Характерно, что в Богданове пьяниц отпетых или бомжей не имеется. Напротив, бывшие брошенные дома скупили дачники, теперь многие из них живут здесь постоянно. В город ездят только пенсию получать.

Как рассказывает глава местной сельской администрации Н. Рыжов, в Богданове в прошлом году отремонтировали два уличных колодца. Причем, завезли туда осинника, а жители сами вышли и все работы выполнили. Вроде бы мелочь - дополнительно установили три светильника. Поставили помещение для полоскания белья - там, где есть колода на водоеме, чтобы укрытие было от дождя и ветра.

В рамках районной программы в прошлом году около 80 семей получили финансовую помощь на содержание личного скота, потому на подворьях стало гораздо больше коров, свиней. Многие молодые семьи стали свои участки распахивать, выращивать разную продукцию. К примеру, на подворье у Н. Рыжова сейчас четыре бычка (а доходило раньше и до десятка), выращивает их хозяин до 350 кг - мяса себе и хватает, а часть идет на продажу. Только одной картошки эта семья сажает до 40 «соток» - в уходе за скотом и на огороде взрослые дети помогают, выходит, тоже кормятся с родительского подворья.

А вот еще один не менее разительный пример того, как нынешние трудности раскрывают в сельских людях предпринимательскую жилку, вызывают в них настоящую хозяйскую оборотистость. В селе Гари Ковернинского района едва ли кого удивишь скотиной на подворьях, но тем не менее семья Фуфылевых заметно отличается от соседей - у них настоящая домашняя ферма. Судите сами - держат Фуфылевы 4 коровы, столько же телят, на мясо постоянно откармливают поросят. Коровы здесь удойные, потому молоко хозяин сбывает в райцентре, куда возит его на стареньком «жигуленке».

Николай Фуфылев почти четверть века трудится на племкомбинате «Мир» трактористом, технику знает отменно. У семьи два земельных участка. Когда же успевают их обрабатывать? Оказывается, берет Николай за отдельную плату трактор в хозяйстве - земля вовремя обработана, все лето ухаживают за посадками, осенью собирают добрые урожаи картошки и овощей. Обычно себе на еду хватает, остальное идет на продажу. Конечно, вкалывать приходится на подворье немало, но для настоящих сельских жителей это дело привычное. В семье своего рода специализация - скотиной на подворье занимается жена Татьяна, а землей - глава семейства.

- Намереваюсь и дальше расширять свое хозяйство,- говорит Николай.- Недавно мы купили компьютер - на него потратили премию, которую получили от областного правительства за развитие подворья. Чтобы побольше обрабатывать земли, надо приобретать второй трактор. Но пока цена отпугивает - требуется 850 тысяч рублей. Сунулись было в банк, но кредита, который там могут выдать, на такую покупку не хватит. У родни тоже много не займешь, потому пока придется обождать с новой техникой.

О Михаиле Софронове можно сказать кратко - в жизни этот человек нашел то, что хотел. Живет он с семьей в дальней деревушке Борисовке, где колхоз давно развалился, потом закрыли школу, магазин. Когда Михаил отслужил в армии, вернулся в Борисовку, устроился водителем на служебный автобус. Потом пересел на молоковоз. К тому времени появилась семья, теперь растут трое сыновей, старший - Александр учится в Княгининском инженерно-экономическом институте.

На молоковозе платили Михаилу такую зарплату, о которой и упоминать стыдно. По словам Михаила, все это заставило его «менять методы работы», а по сути пуститься в предпринимательство. Купил старенький трактор, пахал усады в соседних деревнях. Позже получил 30 га земли, которая причиталась ему и родственникам. Сеет зерно, выращивает картошку, держит полный двор разной скотины. В страдную пору помогают управляться на земле сыновья. Скотиной занимается жена. Зерно частично идет на продажу, остальное скармливается скоту. За картошкой к Михаилу приезжают даже из Иванова, забирают ее оптом. Пожалуй, самое главное в том, что человек этот обрел устойчивость, у него теперь верные жизненные ориентиры.

 

 

Источник: Анатолий Ершов Нижегородская область «Крестьянские ведомости»