Нынешний год сложился для сельского хозяйства Алтайского края весьма необычно. С одной стороны, в условиях аномальной для аграриев погоды убран рекордный урожай - валовой сбор составил 6 млн тонн зерна. Это в 1,5 раза больше, чем в прошлом году. Однако уже на первых интервенционных торгах крестьяне получили за свой богатый урожай практически половину от того, на что рассчитывали. Коренным образом не изменилась ситуация с ценами на зерно и в дальнейшем. Большой объем предложений привел к обвалу цен.
О том, как в регионе будут справляться с "относительным перепроизводством" главного алтайского товара, а также о проблемах и достижениях края, ИТАР-ТАСС рассказал губернатор Алтайского края Александр Карлин.
- Не думаю, что применительно к зерну корректно говорить о перепроизводстве. В России его не было и не будет в ближайшие годы.
- Александр Богданович, стратегия развития сельского хозяйства Алтайского края предполагает и дальнейшее увеличение объемов производства зерна. Возможно ли оно без подобного ценового дисбаланса?
- Аграрный сектор в каждой нормальной стране, обеспечивающей собственную продовольственную безопасность, должен производить не менее 1 тонны зернобобовых на каждого жителя. России не хватает еще около 30 млн тонн, чтобы соответствовать этому стандарту. При этом важно не столько производить подобные объемы зернобобовых, сколько включать их в технологические переделы - зерно должно преобразовываться в мясные и молочные продукты. Страна, которая хочет жить спокойно с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности, должна производить на своей территории не менее 85%. потребляемого продовольствия. Россия же, по официальной статистике, сейчас ввозит около 40%. продовольствия. Это недопустимо много. Тем более, что мы вполне в состоянии производить у себя то, что сейчас ввозим. В первую очередь я говорю о животноводческой продукции.
Исходя из сказанного, считаю, что мы вполне адекватны, когда говорим о планах по увеличению производства зерна. Алтайский край всегда специализировался на высококачественном продовольственном зерне твердых и сильных сортов. Сегодня в России ощущается дефицит именно такого зерна. Население мегаполисов и территорий, географически не способных выращивать зерно, откровенно говоря, питаются не самым лучшим хлебом, так как при его выпечке используются химические добавки. А могли бы вполне печь его из высококачественной алтайской муки.
Наращивая производство зерна в Алтайском крае, мы развиваем и будем в дальнейшем развивать мукомольную, крупяную, макаронную промышленность. Стоит и еще одна задача - развивать животноводство. Часть зерна будет использоваться для кормопроизводства и, как следствие, сыграет свою роль в мясомолочной отрасли.
Действительно, на рынке зерна в этом году сложилась неблагоприятная ценовая конъюнктура. Она, в том числе, обусловлена тем, что в прошлом году объемы зерна, закупленные государством во время интервенций, практически не были использованы. Это зерно следовало бы пускать в передел, а оно было сохранено на элеваторах.
У крестьян сегодня есть проблема - сбыть урожай по хорошей цене. Однако поверьте мне, человеку, который родился и вырос в деревне, полный амбар - это еще не катастрофа. Катастрофа - когда амбар пустой. И такое в истории Алтая уже случалось. Я хорошо помню те годы, несмотря на то что был еще ребенком, когда мы завозили фуражное зерно из Канады и пытались выпекать из него хлеб.
Считаю, что совершенно правильно себя сегодня ведут руководители сельхозпредприятий, которые выбирают оптимальное время для продажи зерна с точки зрения цены. Поскольку продукция у многих из них не реализована, мы приняли в крае меры, чтобы помочь хозяйствам перекредитоваться в банках.
Максимально делаем все зависящее от региональных властей и по зерновым интервенциям. Средства, выделенные государством на их проведение, еще не исчерпаны. Продолжаем работать с Минсельхозом РФ для того, чтобы площадкам в Новосибирске и Барнауле выделяли большее количество лотов и средств для покупки зерна.
Дальнейшую работу будем проводить и по продвижению нашего продовольствия (в первую очередь - муки) на рынки других регионов и государств. За последние 4 года были подписаны соглашения о сотрудничестве более чем с 20 регионами России. Объемы продукции, производимой алтайской пищевой и перерабатывающей промышленностью, позволяют не только полностью обеспечить население края практически всеми необходимыми продуктами питания, но и значительную часть продовольствия поставлять в другие регионы. За пределы края вывозится ежегодно в среднем 950 тыс. тонн муки, 225 тыс. тонн крупы, 85 тыс. тонн макаронных изделий, 50 тыс. тонн жирных сыров, 30 тыс. тонн мяса и субпродуктов первой категории. География поставок обширна - от Санкт-Петербурга до Сахалина. Среди стран ближнего и дальнего зарубежья - Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан, Беларусь, Латвия, США и др.
- Вы неоднократно говорили, что локомотивом развития края станет проект "Комплексное развитие "Алтайского Приобья". В течение года обсуждались разные варианты поддержки этого проекта со стороны федерального центра - от принятия закона об особо значимых аграрных территориях до внесения дополнений в ряд уже действующих законов.
- Проект закона "Об особо значимых аграрных территориях в Российской Федерации" включен в план работы Совета администрации Алтайского края на 2010 год. После обсуждения на Совете он будет внесен на рассмотрение в региональный парламент, а только потом, в случае одобрения, представлен в Госдуму.
"Алтайское Приобье" - это не столько проект, скорее это программа наших действий, которая реализуются уже сегодня. Часть проектов, включенных в "Алтайское Приобье", общей стоимостью 13 млрд рублей претворяется в жизнь на принципах частно-государственного партнерства в данный момент. К примеру, птицеводческий комплекс "Алтайский бройлер" еще в прошлом году запустил первую очередь производительностью 36 тыс. тонн. А в декабре текущего года будет осуществлена первая посадка цыплят в корпуса второй очереди, которая даст плюсом аналогичные объемы продукции. Примеры открытия новых предприятий можно продолжать долго и все они входят в проект "Алтайское Приобье", то есть проект мы выполняем отдельными фрагментами.
Сама идея выделения регионов, имеющих особо важное значение и играющих заметную роль в обеспечении продовольственной безопасности страны, - верная. Мы от нее не отказываемся и будем ее последовательно развивать.
- Как вы считаете, возможно ли в современных политических условиях объединение Алтайского края с Республикой Алтай?
- Великий романтик Байрон в свое время дал следующее определение профессии, которой я занимаюсь большую часть жизни: "А что юрист? Сугубый формалист". Так вот и я в этом вопросе - сугубый формалист и считаю, что нужно чтить Конституцию. А в ней записано, что объединение - это воля населения регионов. Не нужно в этой теме заниматься политическими упражнениями. Объединение не может состояться по воле каких-либо конкретных чиновников, решение должны принимать народы Алтая.
Жители Алтайского края и Республики Алтай находятся в самых добрососедских отношениях. Экономика и социальная сфера наших регионов глубоко интегрированы друг в друга. Я бы даже назвал нас не соседями, а близкими родственниками.
- В 2009 году после вашего переназначения в Алтайском крае активно обсуждалась идея создания регионального правительства. Есть ли у вас желание подобным образом поменять структуру исполнительной власти в крае?
- Думаю, вы знаете, мы сейчас активно занимаемся упорядочением структуры региональных органов власти. Где-то пытаемся избежать дублирования функций и исполнителей, где-то стараемся сосредоточиться на значимых проблемах. Необходимость подобных решений подсказывает не только финансово-экономический кризис, но и здравый смысл.
Решение вопроса о создании правительства - это компетенция краевых законодателей. Понимание необходимости создания такого органа управления должно, прежде всего, вызреть у меня, как у главы исполнительной власти. Затем я должен провести консультации и получить согласие на подобный шаг у нашего парламента. В этом деле мы поспешаем не спеша. Думаю, конкретного жителя Алтайского края мало волнует как называется главный орган исполнительной власти - администрация края или правительство. Нашим жителям важнее, чтобы их проблемы решались. Например, в этом году на Алтае построено семь новых, прекрасных школ. Уверен, что для населения тех сел, где они построены, не имеет никакого значения - занимался этим вопросом министр по делам образования или начальник главного управления.
Источник: Зерно на IDK.RU