По прогнозам экспертов, средний показатель Балтийского фрахтового индекса для сухогрузного тоннажа вырастет до 4000 пунктов. Ноябрьская динамика Балтийского фрахтового индекса (БФИ) для "панамаксов" носила разновекторный характер, в результате чего в течение первых двух декад индекс повышался, а затем начал постепенное снижение. Тем не менее, в конце ноября БФИ для "панамаксов" был на 547 пунктов или 14,6% выше, чем в начале месяца. Еще более благоприятной была ситуация для балкеров "хендимакс" и "хендисайз", для которых означенный индекс в рассматриваемом периоде вырос на 33,3% и 31% соответственно, сообщает UGMK.info.

Говоря непосредственно об уровне рейсовых тайм - чартерных ставок следует отметить, что наибольший их рост наблюдался в направлении Мексиканский залив США - Континент, где для балкеров "суперхендимакс" в результате заметно увеличившихся отправок зерновых ставки выросли более, чем в полтора раза и вплотную приблизились к отметке в 1 доллар за тонну дедвейта в сутки, как это было в докризисные времена. То же самое можно сказать и для балкеров "хендисайз", где в направлении Южная Америка - Континент в течение ноября рейсовые тайм - чартерные ставки выросли более чем на $6000/сут. или 45,4%.

На рынке коастерного тоннажа в отличие от балкерного, не все было таким безоблачным - в том числе, и в переносном смысле. Непогода и туманы серьезно осложняли жизнь данному сектору перевозок. Аналитики отмечали имеющийся избыток коастерного тоннажа в Северной Европе и Континенте, что по данным NORBROKER несмотря на задержки флота из-за плохих погодных условий все равно привело к небольшому снижению в уровне ставок, несвойственному для данного времени года. Правда, в конце ноября тоннаж коастерного рынка от Континента до Северного моря и Балтики заметно вырос, но не настолько, чтобы это отразилось на уровне ставок.

Несколько иная картина наблюдалась в Средиземноморском и Азово-Черноморском бассейнах (АЧР). Здесь судовладельцы позволяли себе не соглашаться на низкие ставки. По этой причине предлагавшаяся для перевозки из Бургаса на Северную Испанию партия металла в 4300 т так и осталась незафиксированной. Брокеры отмечают большое количество отправок зерна, угля, удобрений, глины и других грузов из российских и украинских портов. Неплохую поддержку рынку оказывают и многочисленные отправки зерновых грузов из портов Румынии.

В середине ноября в АЧР наблюдалось повышение фрахтовых ставок, в первую очередь, на зерновые грузы, но также на металлопрокат и другую номенклатуры. Главной причиной тому послужил сезонный фактор - желание грузовладельцев поскорее закрыть все контрактные обязательства до завершения календарного года. Ожидавшееся в середине декабре похолодание и возможное замерзание Азовского моря, когда труднее будет найти подходящий тоннаж, только подхлестнуло это желание. Интересно, что данная тенденция не коснулась тайм-чартерных ставок на коастерный тоннаж и суда "река - море", где ставки остались на прежнем уровне. В преддверии зимы фрахтовать эти суда в тайм - чартер слишком рискованно и экономически невыгодно.

Прогноз развития фрахтового рынка

В основе наблюдавшегося все осенние месяцы роста фрахтового рынка балкерного тоннажа лежат возросший спрос на транспортировку железной руды со стороны Китая, крупнейшего потребителя ЖРС в мире.

По данным Drewry Shipping Consultants Ltd. на долю железной руды приходится около 31% морских перевозок насыпных и навалочных грузов в мире. За 10 месяцев 2009 г. Китай импортировал около 515 млн т ЖРС, что на 27% больше, чем за аналогичный период прошлого г.а. Это означает, что дополнительную загрузку получили порядка 920 балкеров "кейпсайз", т.е. практически каждый имеющийся балкер данного типа получил дополнительный рейс.

Вторым по значению фактором, оказавшим серьезную поддержку фрахтовому рынку, явились возросшие перевозки угля. В этом году один только Китай импортирует до 100 млн т угля по сравнению с 41 млн т в прошлом году. Кроме того, прогнозируется, что экспорт южноафриканских термальных углей в 2009 г. выйдет на уровень 60 млн т, а в 2010 г. достигнет 68 млн т.

На балкерные перевозки оказала влияние и сильная засуха в Китае, вынужденном значительно увеличить импорт зерновых грузов. В частности, импорт соевых бобов по сравнению с аналогичным периодом прошлого г.а вырос почти в два раз (с 8,28 до 15,84 млн т).

В черноморском регионе определенную поддержку фрахтовому рынку могут оказать и перевозки сахара-сырца. По решению минэкономики, в Украину до конца года можно будет льготно ввезти 263,9 тыс. т сахара-сырца. Львиная доля этой квоты (73,6%) приходится на Бразилию - 193,9 тыс. т, т.е. будет иметь место достаточно большая дальность перевозки.

По мнению аналитиков Nomura Holdings Inc., Балтийский фрахтовый индекс для сухогрузного тоннажа в 2010 г. в среднем будет составлять в среднем 4000 пунктов. При этом полагается, что спрос на тоннаж, в основном со стороны Китая, будет повышаться. При этом эксперты отмечают, что число спущенных на воду балкеров будет меньше, чем ожидалось, из-за отсрочек или отмены заказов.

Отметим, что величина БФИ в размере 4000 пунктов является достаточно высоким показателем, обеспечивающем рентабельную работу балкерного тоннажа. По состоянию на 15.12.09 БФИ составлял 3518 пунктов, хотя на пике рынка 19.11.09 он составлял 4661 пункт. Таким образом, прогноз Nomura Holdings Inc. является довольно оптимистичным. Об этом же свидетельствуют и фьючерсы на 2010 г., уровень которых заметно снижается по сравнению с 4-м кварталом 2009 г.

Источник: Зерно на IDK.RU