В ближайшее время Казахстан выделит 5 млрд тенге ($33 млн 634 тыс. 900) для транспортировки зерна через территорию России. Аффилированное предприятие КТЖ - АО «Центр транспортных услуг» собирается заключить договор с ЗАО «Русагротранс» на предоставление российским перевозчиком зерновозов для экспорта казахстанского зерна через территорию РФ. Для реализации этих планов государство РК в лице министерства транспорта и коммуникаций РК подписало договор с АО «ЦТУ» о выделении субсидий в 5 млрд тенге, которые уже на этой неделе поступят на счет экспедиторской компании, сообщает «Trans-Port».
ЦТУ, таким образом, объявляется официальным оператором субсидируемых перевозок, с которым предстоит сотрудничать зерноэкспортерам Казахстана. Среди них: АО «НК «Продкорпорация», ТОО «Концерн Цесна-Астык», АО «Холдинг Казэкспортастык», ТОО «Инвест Целина Экспорт», ТОО «Казахстанская зерновая компания» и пр.
Состоялась очередная встреча зерновиков и железнодорожников, на которой стороны обсудили возможные риски предстоящих перевозок. Имея на руках копии агентского договора, который АО «ЦТУ» предстоит заключить с ЗАО «Русагротранс», представители зерновых компаний попунктно изучили условия данного договора и пришли к единому мнению о необходимости изменения некоторых из них.
Например, зерноэкспортеры не согласны со сроком (25 календарных дней), оговариваемым в договоре, за который «агенту» (ЦТУ), выступающему в интересах казахстанских зерновиков, необходимо предоставлять заявку и план отгрузок «принципалу» (Русагротрансу) до планируемой даты перевозок. Грузоотправители признались, что не у всех еще отработаны контракты с грузополучателями, и поэтому планирование отгрузки практически за месяц вперед станет сложной задачей. Кроме того, часть зерноэкспортеров в плане погрузки находится в буквальной зависимости от элеваторов, в которых напрочь отказываются производить погрузку в выходные дни.
«Если российские вагоны придут, и мы их вовремя не сможем загрузить, штрафных санкций не миновать», - сетуют казахстанские экспортеры зерна.
По сведениям управляющего директора, в первую неделю декабря «КазаКстан темр жолы» отгрузил порядка 200 тыс. тонн зерна, установив паритетность между зерноперевозками внутри Казахстана и за его пределы.
«Пока темп погрузки 400-420 зерновозов в сутки мы выдерживаем, единственное, что идет плохо - это возврат вагонов. Вернее он практически не идет. Часть зерновозов, которую мы отгружали в конце ноября - в начале декабря на Иран, дошла до страны, но основная масса застряла между Узбекистаном и Туркменистаном. По нашим подсчетам эти вагоны дойдут к числу 15 декабря и только 25 декабря, скорее всего, начнут возвращаться, - отметил К.Альмагамбетов. - Сегодня уже по просьбе Туркменистана примерно до 20 декабря объявляется конвенционный запрет. Погрузки в том направлении, наверное, пока не будет. Единственным путем доставки зерна в Иран остается порт Актау. Отмечу, что порт сейчас работает в нормальном режиме, штормов не обещают, суда подходят вовремя. По нашим данным около 60-80 вагонов порт может осилить».
По словам К.Альмагамбетова, разрешена погрузка на Азербайджан, порядка 50-60 вагонов зерна в сутки в этом направлении грузится. «В несколько замедленном темпе осуществляется возврат вагонов из Азербайджана, однако вопрос этот решается, закрываться данный ход не будет», - отметил К.Альмагамбетов.
«Взятые на себя обязательства в ноябре по Грузии мы выполнили, - сказал К.Альмагамбетов. - Сейчас активные переговоры с грузинскими железнодорожниками ведутся по поводу того, чтобы на их зерновозах (в количестве 200-300 единиц) в их страну экспортировать казахстанское зерно. Если наши возможности превысят потребности Грузии, то зерно в попутном направлении будет переправляться на Азербайджан».
Источник: Агентство АгроФакт