Публикация результатов рейтингов крупных и средних сельскохозяйственных организаций (СХО) России, составляемых Всероссийским институтом аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова, стала традицией сайта Agronews.ru и «Газеты агробизнеса «Крестьянские ведомости». Сегодня в двенадцатый раз с 1998 года мы представляем результаты большой работы ученых ВИАПИ, справедливо вызывающие большой интерес аграрной общественности.
Обращение к опыту лидеров рейтингов приобретает еще большее значение сейчас, когда на повестку дня поставлена задача глубоких качественных перемен в российской экономике. Высокая эффективность и завидная динамика в улучшении показателей хозяйствования – доказательство того, что менеджмент этих предприятий чутко уловил требования современной рыночной экономики. Продуманные серьезные инвестиции, инновационные ресурсосберегающие технологии, умелый поиск своей ниши на рынке сельхозпродукции, тщательно выстроенная логистика – вот далеко не полный перечень «секретов» успеха в современных условиях.
На этот раз рейтинги составлены по итогам работы в среднем за 2006 - 2008 годы. Как и сложилось в последнее время, ученые ВИАПИ представили как общеэкономический рейтинг 300 крупных и средних сельхозпредприятий (Клуб АГРО-300), так и десять отраслевых рейтингов (по ведущим видам продукции – зерно, подсолнечник, сахарная свекла, картофель, овощи открытого грунта, молоко, говядина, свинина, мясо птицы, яйца).
Впервые дается рейтинг крупнейших фермерских хозяйств страны. Исследователи ВИАПИ использовали данные Интерфакса. Учитывались средние показатели за 2006 - 2007 годы (на момент составления рейтинга институт не имел доступа к данным за 2008 год). Членами Клуба «Фермер-300» стали три сотни крестьянских (фермерских) хозяйств из 37 субъектов РФ.
Что касается Клуба «АГРО-300», то первая его сотня мало изменилась.
Как и в прошлом году, рейтинг возглавляет ЗАО «Приосколье»
из Белгородской области, которое быстро укрепляет свои позиции. Если в среднем
за 2005 - 2007 гг. предприятие выручало от реализации продукции 4,1 млрд руб,
то в 2006 - 2008 гг. – 7,3 млрд, а в
Второе место в Клубе «АГРО-300» вернуло себе краснодарское ЗАО «Агрокомплекс». Со второй на третью строчку рейтинга переместилось ООО «Белгородские гранулированные корма». Белгородцы уступили сопернику вторую строчку, но при этом увеличили за сравниваемые трехлетия выручку на солидную сумму в 1,6 млрд рублей.
Надо отметить, что первая сотня Клуба «АГРО-300» за год обновилась ненамного – в ней четыре новых хозяйства (естественно, столько же коллективов ее покинуло). Во второй сотне – 12 новичков. Больше их в третьей сотне. А в целом в «АГРО-300» включено 45 новых хозяйств.
Такая ротация способствовала дальнейшему отрыву лидеров от основной массы предприятий.
При расчете первого рейтинга (показатели брались в среднем за 1995-1997 гг.) доля членов Клуба «АГРО-300» в стоимости товарной продукции крупных и средних сельхозорганизаций страны составляла 14,1%, сейчас она достигла 31,6%. Стоимость товарной продукции в расчете на среднегодового работника в хозяйствах Клуба в 2,9 раза выше, чем в остальных сельхозпредприятиях. Ученые ВИАПИ считают главным фактором успеха членов Клуба высокую предпринимательскую активность руководителя и специалистов, соблюдение трудовой и технологической дисциплины, интеграцию производства, переработки и реализации продукции.
Эти слова справедливо отнести и ко многим из тех сельхозпредприятий, которые вошли в состав отраслевых клубов. Масштабность производства сочетается в них с высокой продуктивностью земли и скота, качеством продукции и ее ценой, более низкими издержками. Не случайно в хозяйствах отраслевых клубов уровень рентабельности на 16-48% выше, чем в остальных хозяйствах.
Впечатляет и рассчитанная учеными ВИАПИ роль отраслевых клубов в производстве сельхозпродукции. На долю 100 крупных производителей приходится 81,7% выручки крупных и средних СХО страны от реализации мяса птицы, 66,5% реализации яиц, 63% овощей открытого грунта, более половины мяса свиней, 50,6% картофеля, 32,6% сахарной свеклы, 20,9% подсолнечника. Даже по зерну, молоку и говядине их доля составляет 10,3-14,5% выручки. Это намного больше, чем 3-5 лет назад.
Увы, и в нынешнем году аналитики вынуждены констатировать: «резкий рост удельного веса клубных хозяйств в валовом производстве и товарной продукции крупных и средних СХО происходит не только благодаря быстрому росту их производства и продаж, но и из-за сокращения производства и реализации в остальных хозяйствах». Настораживающая тенденция. Ведь сейчас хозяйства отраслевых клубов производят лишь 5,6% зерна, 8,4% подсолнечника, 3% картофеля, 3,8% молока, 2,4% говядины от общего объема во всех категориях хозяйств страны. Даже в отраслях, ускоривших шаг по пути концентрации, инноваций и индустриализации, - свиноводстве и свекловодстве - их доля составляет 21,6-23%. И лишь в птицеводстве они производят 49% яиц и 61,4% мяса.
Нынешний рейтинг выявил и еще одну тенденцию. До сих пор ученые ВИАПИ в своих расчетах опирались на данные Росстата. Так вот наши статистики все меньшее число сельскохозяйственных предприятий относят к числу крупных и средних. Если в прошлом году рейтинги разрабатывались по имевшимся в Росстате данным по 15,2 тыс. крупных и средних СХО, то в нынешнем году – лишь по 8,5 тыс. Судя по всему, остальные сельхозпредприятия не вписываются в стандарты крупности.
Более того, судя по словам ученых ВИАПИ, в будущем году Росстат вообще не предоставит материалов для составления рейтингов. Будет ли заниматься этим Министерство сельского хозяйства России, пока не известно. Так что будущее рейтингов под вопросом.
Источник: Юрий Савин «Крестьянские ведомости»