Конец благоприятного в общем уборочного сезона в Приморье был отмечен гибелью 30 процентов урожая сои: рано выпал снега. Но, как уверяет генеральный директор ЗАО "УМЖК "Приморская соя" вице-спикер Думы Владивостока Юрий Попов, главные проблемы селян не в капризах погоды, а в отсутствии эффективной регуляции агропрома со стороны государства. 

Гектары под снегом

- Юрий Иванович, селяне вырастили хороший урожай сои, но почему убрать его полностью не получилось?

- В 2009 году посевы были увеличены на 40%, засеяли 140 тысяч гектаров. Однако порядка 30 тысяч гектаров ушло под снег. У нас из 18 тысяч собственных посевов погибло 6 тыся

Кстати, система страхования, покрытия убытков от стихии для сельского хозяйства, предусмотрена и в федеральном бюджете, и в краевом. Но страховые компании, зная рискованность сельского хозяйства, выдвигают такие условия, которые работают против того, кто страхует. По своему опыту крестьянин знает, что страховщики всячески открещиваются от уплаты выплат либо отдают копейки. Потому селяне и не хотят страховать урожай: деньги за страховку отдашь, а потом бегай за этими страховщиками.

К примеру, в этом году страховые компании во всех своих договорах поставили срок уборки сои до 30 октября. А у нас же в крае традиционно уборочная заканчивается не ранее 7 ноября. И то еще от года зависит. Страхуют же московские компании, которые уверяют: нам даны рекомендации, основанные на опыте других регионов. Но у нас сою сеет всего три региона в России. И получается: не согласен - не страхуй, не застрахуешь - не получишь кредит, попадешь под стихию - кредит верни, это свято, а со страховкой кувыркайся сам, судись, доказывай и пр.

 

- Хватает ли вашему предприятию, которое производит растительное масло, выращиваемой в Приморье сои?

- "Приморская соя" производит 16 тысяч тонн растительного масла, а это 60% объема, потребляемого край. Нам нужно порядка 110 тысяч тонн сои в год, закупаем мы 55-60 тысяч, часть выращиваем сами. Парадокс в том, что в регионе есть колоссальный потребитель, который стабильно платит за сырье рыночную стоимость, причем достаточно высокую. А в крае имеется много земли. То есть для развития этой культуры есть все условия. Но уже 15 лет мы мечемся по Приморью, ищем сою, уговариваем производить ее больше, так как предлагаем стабильный сбыт. Увы, бесполезно.

В полнагрузки мы работать не можем, потому закупаем сою в Амурской области, прорабатывается вопрос о закупке в других регионах и даже за рубежом - в США, Бразилии.

- Считается, что цены на вашу продукцию в магазинах сравнительно высокие...

- На нашем заводе литр масла можно купить за 32 рубля, в магазине он уже стоит 60 рублей. При этом мало кто учитывает, что приморское соевое масло - свежее, выработанное из экологически чистого сырья, сохраняющее все полезные свойства.

- Почему не создать сеть фирменных магазинов?

- Сейчас мы представлены в 80% всех продовольственных магазинов края, а это 4 тысячи торговых точек. Составить аналогичную сеть своих магазинов, мы, конечно, не в состоянии.

Для скотины стимулов нет

- Ну с соей понятно, а почему, на ваш взгляд, поголовье скота в Приморье уменьшается?

- Здесь целый комплекс проблем. И самая главная - стоимость кормов высокая. Даже учитывая, что зерновых выращивается в Приморье довольно много.

- Но ведь в крае существует программа субсидирования сельского хозяйства?

- Действительно, сегодня на поддержку агропрома из краевого бюджета идут достаточно большие средства - более миллиарда рублей в год. Но, во-первых, относительно потребностей это не так уж и много. Во-вторых, есть вопросы, которые от местной власти никак не зависят, они связаны с удаленностью региона. Допустим, ближайшие центры производства удобрений находятся в Перми. Стоимость ГСМ - на 30-40% дороже, чем в центральной России. Вот президент обещает для агропрома дизельное топливо по 13 рублей за литр, а приморцы покупают его за 21 рубль - столько стоит соляра, учитывая доставку по железной дороге.

- Хорошо, вырастил все же селянин корову. Какие дальше-то проблемы? Вроде бы, парное мясо очень даже недешево стоит.

- Когда скотина вырастает до определенной степени, ее надо забивать. Иначе она будет только потреблять корм, а не вес набирать. И дальше ее содержать убыточно. Между тем, системы закупа мяса нет, если не считать какие-то стихийные всплески. Люди, не имея перспективы гарантированного сбыта, избегают выращивать скот.

- Как эта проблема решается?

- Необходима централизованная система поддержки животноводства. Быть может, даже с неким субсидированием закупающих предприятий, какой была потребкооперация. Мясокомбинаты при условиях гарантированной поставки скота готовы открывать бойни, принимать сырье. Но несистемность поставок вынуждает покупать мясо на стороне, как правило, за границей.

Раньше бойни и мясокомбинаты существовали в любом районе, и у крестьянина не было проблемы сбыть мясо в любое время.

Сейчас,  заканчивается строительство бойни в Уссурийске, надеюсь, это даст некий сдвиг в животноводстве.

- Каковы отзывы об австралийских племенных коровах, которыми улучшают приморское поголовье?

- Ситуация, как и по всей стране, одинаковая. Я имею ввиду те регионы, которые завозили скот из-за границы. В целом картина очень эффективная по качеству и продуктивности. Если племенной скот попал в нормальные руки, на нее не нарадуются, потому как у этих коров колоссальный генетический и продуктивный потенциал. Если же руки у хозяев растут из "другого места", то, оказывается, буренки плохо доятся, болеют и так далее.

Многие думали, что это "дармовая" госпрограмма,   потому нахватали животных, не рассчитав своих возможностей по обеспечению кормами, по обслуживанию. Пришлось перекидывать коров из района в район, из хозяйства в хозяйство.

Рискованная безопасность

- В целом, насколько высок потенциал развития сельского хозяйства в Приморском крае?

- Колоссальный. По рису, гречихе мы способны закрывать свои потребности полностью. По яйцу уже сейчас обеспечиваем большую долю, по растительному маслу - на 60 процентов. Потенциал огромный по говядине, свинине, курятине.

В Приморье существует ряд предприятий, которые могут закрывать вопросы продовольственной безопасности региона в комплексе. То же масло - это сырье, из которого производятся маргарин, майонез, кетчуп, горчица, мыло. В следующем году "Приморская соя" заканчивает модернизацию производства, вся эта линейка у нас будет.

 

Я уже не говорю о том потенциале, который заложен для экспорта приморской продукции: в радиусе 1 000 километров вокруг Владивостока, в странах АТР проживает 300 млн человек, которые кушают, причем не один раз в день - это громадный рынок потребления.

- Насколько сложно провести перевооружение производства в России?

- Чтобы модернизироваться, нужны минимум трехлетние финансовые ресурсы. А мы берем кредит в банке сроком на 1 год под 18-20% годовых. Банковская система в настоящее время рассчитана на спекуляцию, на зарабатывание даже не быстрых, а мгновенных денег. Попробуй вернуть деньги за содержание собственной структуры (это минимум 12%), отдать займ банку с процентами, да еще и заработать. Мы сами в России стимулируем рост цен, когда минимум 50% дополнительно закладывается в себестоимость товара уже на стадии получения кредита. При этом, боремся с инфляцией.

Наличие в обороте предприятий "длинных" денег дает возможность заниматься плановой деятельностью, откладывать средства и на модернизацию, и на развитие, и на текущую деятельность. Уменьшение ставок по кредиту - мечта, конечно, несбыточная, но это тоже позволило бы направить средства на улучшение производства. А если бы можно было зачитывать суммы, направленные на модернизацию из уплачиваемых налогов, это вообще дало бы "взрывной" эффект в развитии сельского хозяйства.

- Государство озаботилось снижением торговых наценок на продовольственную продукцию...

- Взаимодействие с сетями - сложный вопрос. Допустим, приглашает мэр города селян: торгуйте на рынках овощами. Но крестьянам хранить продукцию негде, они сбывают ее, когда собирают урожай, т. е. во время сезона. Да и торговать у фермера не всегда есть время - работать в хозяйстве надо. И получается, что в Приморье несколько основных точек по торговле овощами, которые контролируются, как правило, иностранцами. Крестьяне туда сдают овощи, картофель за бесценок. К примеру, картофель принимается у них по 6 рублей килограмм, а продается потом за 20 рублей. 

   

- Выходит, сельским хозяйством ныне заниматься крайне нелегко, а потому желающих поднять наш агропром не так уж и много?

- То, что может выпускаться на территории края, нельзя пускать на самотек. Потому, говорить "берите, производите, продавайте" - это абсурд. Многие вопросы должно регулировать государство, тем более, деньги закладываются в бюджеты. Ведь сельское хозяйство - одно из немногих отраслей, которое должно быть "встроено" в экономические процессы. Это производящий сектор, причем высокорискованный и низкорентабельный. И при этом крестьянин дает работу и металлургам, и химикам, и нефтяникам, и переработчикам, железнодорожникам, банковским служащим и т. д.

Пшеничные реки

- Насколько реальны планы строить зерноперерабатывающие заводы в Приморском крае?

- Стоимость нашего зерна намного выше, чем в Сибири. Там сейчас фуражная пшеница продается по 2,5 рубля за килограмм, притом что ее себестоимость - минимум 3,5 рубля. Но сибиряки продают, демпингуют вынужденно,  потому что им нужно выживать, гасить кредиты, выдавать зарплату. Ситуация с реализацией зерна -катастрофическая.

Естественно, что заводы, которые работают в Сибири, находятся в более выгодном положении, покупая зерно и производя из него крупяную продукцию. Даже если и нет "вынужденного демпинга", то все равно в Сибири и западной части страны себестоимость зерновых ниже, так как к ним ближе все производство – удобрений, горючего, техники. И это не говоря уже о более низкой стоимости энерготарифа.

- Действительно, у кого-то густо, у кого-то пусто,и кругом - одни проблемы...

- В первом случае: продукции в избытке, потому падает цена. Во втором: есть нечего. Государство должно изымать излишки, а затем либо направлять их за границу, либо в тот регион, где зерна не хватает, применяя меры государственной поддержки в виде железнодорожных тарифов, экспортных пошлин и т. д.

- Реально ли продавать пшеницу через дальневосточные порты, как планируют некоторые приморские предприниматели?

- Действительно, есть поблизости перспективные рынки - Китай, Корея, Япония. Но везти к нам зерно из Сибири, чтобы потом его продать в страны АТР, слишком дорого. К тому же здесь нет терминалов для перегрузки.

Источник: Ежедневные новости Владивостока