За девять месяцев 2009 года крупнейший в стране Новороссийский морской торговый порт увеличил грузооборот на 8,1%, а показатель себестоимости сократил на 36%. В результате чистая прибыль компании за январь—сентябрь по МСФО выросла на 95,7%, до 208 млн долл., тогда как выручка увеличилась всего на 4,2%, до 508,24 млн долл.

Рост доходов НМТП объясняется увеличением грузооборота и изменением его структуры. Грузооборот НМТП за девять месяцев вырос на 8,1%, до 65,22 млн т. Прирост обеспечен почти двукратным увеличением объемов перевалки зерна, прежде всего через мощности Новороссийского зернового терминала. Кроме того, порту удалось более чем на 2 млн т увеличить перевалку железной руды. Перевалка сырой нефти в январе—сентябре с.г. выросла на 4,1%, до 33,57 млн т, нефтепродуктов — на 24,4%, до 9,89 млн т. Аналитик Газпромбанка Алексей Остапов указывает, что росту грузооборота способствовали рекордный урожай и отмена экспортных пошлин на зерно. Свою лепту внесла и ситуация с украинскими портами, которые в плане тарифов оказались менее гибкими, что позволило россиянам перетянуть у них часть грузопотоков. По итогам года, прогнозирует аналитик, порт обработает 86 млн т грузов.

Одновременно с ростом операционных показателей порту удалось существенно сократить издержки. Себестоимость снизилась за девять месяцев почти на 36%, до 169,62 млн долл.: больше всего сократились расходы на топливо, амортизацию и оплату труда. Упали и административные расходы — с 49,6 млн до 38,94 млн долл. В результате показатель EBITDA увеличился на треть, до 353,96 млн долл.

Вместе с тем НМТП сократил и инвестиции — на 38,3%, до 55,4 млн долл. Начальник отдела по связям с инвесторами НМТП Михаил Щур пояснил, что компания продолжает реализацию инвестиционной программы, но что из-за кризиса сроки реализации отдельных ее этапов были незначительно сдвинуты. Приоритетными для компании остаются завершение реконструкции нефтяного терминала «Шесхарис», строительство мощностей по перевалке мазута на 4 млн т в год, а также создание контейнерного терминала мощностью 1,2 млн TEU в год. Алексей Астапов ожидает, что именно перевалка контейнеров станет основным драйвером в будущем году, тогда как в целом динамика роста перевалки будет ниже, чем в 2009 году.

Аналитик ФК «Уралсиб» Анна Куприянова напоминает, что правительство планирует в 2010 году выставить на продажу государственный пакет акций НМТП (20%). То, что порт, несмотря на кризис, демонстрирует рост финансовых и операционных показателей, позволяет рассчитывать на высокий интерес инвесторов к этим бумагам.

Рост прибыли позволяет акционерам порта рассчитывать на дивидендные выплаты. За 2008 год компания выплатила 510,4 млн руб. Михаил Щур говорит, что в ближайшем будущем компания не планирует увеличивать размер дивидендов.

 

Источник: РБК daily