Практически во всех странах мира сельхозпроизводители получают поддержку от государства. Плохо это или хорошо – разговор отдельный, но факт в том, что такая протекция ставит российских аграриев, занятых экспортом своей продукции, в невыгодное положение, ведь они помощи от государства не видят.
Между тем, по данным компании Euromonitor International, рынок свежих продуктов питания имеет «огромный потенциал роста» в России. Ожидается, что его годовой рост превысит 4% в период 2008-2013 годов. Как извлечь из этого выгоду обсуждали на 6 ежегодном форуме «Агробизнес и пищевая промышленность РФ».
Президент национального союза экспортеров продовольствия Дмитрий Булатов сообщил, что в прошлом году экспорт российского продовольствия замедлил рост и составил всего 2%. Но хорошая новость в том, что за последние 10 лет он вырос в 10 раз. Это больше, чем добилась любая другая отрасль производства страны.
Замедление роста экспорта связано с тем, что в минувшем году действовали ограничения на экспорт зерна, но как только они были сняты, за 9 месяцев этого года она вырос в несколько раз. В то же время, без учета зерна экспорт вырос значительно, несмотря на кризис. Это связано с тем, что мы наблюдаем не только экономический кризис, но и продовольственный, отметил Дмитрий Булатов. Цены на продукты питания благодаря этому растут, что объясняет рост экспорта в стоимостном выражении, хотя и в натуральном выражении показатели увеличились.
«Таким образом, можно с уверенностью говорить, что производство продуктов питания на экспорт даже сейчас выгодно, - заключил из предъявленных показателей президент союза экспортеров. - Однако это направление бизнеса нуждается в поддержке государства». Дмитрий Булатов привел несколько необходимых шагов в этом направлении.
Одна из основных мер, на его взгляд, – государственное гарантирование долгосрочных рисков в проведении экспортных операций. По словам Дмитрия Булатова, государство выделило на эти цели $1 млрд. Также нужно возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам. Цена вопроса – $6 млрд. Эта сумма должна покрывать 2/3 ставок кредита всех экспортеров.
Также экспортерам будет полезна законодательная поддержка, содействие в получении государственной финансовой поддержки, непосредственный поиск партнеров за рубежом от посольств, устранение бюрократических и законодательных барьеров на пути экспорта и пресс-промоушн.
Барьеры, которые почти не подвластны решению из России – высокие пошлины в некоторых странах. Другой распространенный способ защиты своего производителя – это законодательное закрепление половины прилавков за местными производителями. На всех остальных, соответственно, остается другая половина.
Идею протекционизма поддерживал и председатель совета директоров компании «Русское молоко» Василий Бойко. По его мнению, АПК сейчас один из немногих секторов, работающих над импортозамещением. Только в нем, утверждает он, есть перспективы нормальной стабильной работы на много лет вперед.
Но для того, чтобы отечественный сельхозпроизводитель смог нормально работать, ему нужна защита государства, считает бизнесмен. «Нужен протекционизм – во всем мире сельское хозяйство развивается только так, - заявил он. - Мы не можем конкурировать с импортом не только потому, что у нас устаревшие технологии, но и потому, что наши иностранные конкуренты получают серьезную поддержку государства».
В то же время, несмотря на все сложности, российское сельское хозяйство стало привлекательным объектом инвестиций. Глава представительства Европейского банка реконструкции и развития (ЕББР) в России Эрик Расмуссен отметил, что Россия сегодня – это главный объект инвестиций ЕББР. «Мы будем инвестировать не только в само сельское хозяйство, но и во все другие объекты цепочки от земли до потребителя, - заверил Эрик Расмуссен. - Мы также уделяем внимания инфраструктуре – портам, железным дорогам и другим объектам. Всего на Россию выделено $4 млрд, что больше, чем когда-либо. Это наш ответ на кризис, который поможет компаниям перестроиться».
Однако у Эрика Расмуссена свой взгляд на государственную поддержку агробизнеса. Отвечая на слова сельхозпроизводителей о необходимости протекционизма, он предупредил, что сельское хозяйство не должно полагаться на государство: «Субсидии и поддержку надо давать очень аккуратно, потому что в долгосрочной перспективе они ослабляют производителя».
Впрочем, до полноценной поддержки агробизнеса России еще далеко. Главный агроном холдинга «Синергия» Сергей Кирюшин пожаловался, что государство отвернулось от нашего сельского хозяйства. «Чтобы там не говорили представители Министерства сельского хозяйства, я никаких радужных перспектив не вижу, - заметил он. - У нас на сегодняшний день отсутствуют практически все технологии, применяемые в мире».
Надо отметить, что не все разделили точку зрения о слабой поддержке АПК в России. Генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько не согласен с тем, что государство не думает об АПК. За последние годы на единицу сельскохозяйственной продукции в России из бюджета потратили больше денег, чем США. «Если так пойдет и дальше, мы догоним даже ЕС», - предсказал эксперт.
Развитию сельского хозяйства мешают и административные барьеры, тесно связанные со взяточничеством. О них подробно рассказал партнер юридического бюро «Павда и Эпштейн» Семен Эпштейн, предупредивший об опасности неправильного оформления земель. «Любые документы оспоримы и не проходит двух недель без нового иска. Нужно проверять порочность первоначального права собственности. Чаще всего делают ошибки иностранцы, так как верят на слово, хотя в своих странах они так не поступают», - поделился он своим опытом.
По старой традиции многие предприятия пытаются спастись от коррумпированных чиновников взяткой. В принципе, именно этого и ждут многие бюрократы. Но юрист предупредил, что «не стоит пытаться откупиться. Вы все равно не можете купить абонемент».
Генеральный директор ЗАО «Евротехника» Людмила Орлова подтвердила проблему административных барьеров. «90% времени я трачу на борьбу с бюрократией, - сказала она. - Это при том, что у меня есть связи. Даже сложно представить, как живут те, у кого связей нет».
Источник: Максим Ильин «Крестьянские ведомости»