Напомним, что в апреле текущего года Комитетом Совета Федерации по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу рассмотрена и одобрена Концепция устойчивого развития сельских территорий России до 2020 года. В документе основными целями государственной политики определены:
-создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций;
-устойчивый рост сельской экономики;
- повышение эффективности сельского хозяйства, занятости, уровня и качества жизни сельского населения;
-рационализация использования природных ресурсов и охрана природной среды;
-сохранение и приумножение культурного потенциала страны.
Очевидно, что непременным условием достижения всех этих целей является восстановление и массовое развитие сельского капитального строительства, о чем недавно шел взыскательный разговор в верхней палате Федерального собрания. Отмечалось, что именно на этом пути можно реализовать конституционные гарантии по обеспечению равных условий жизнедеятельности сельского и городского населения страны.
Устойчивое развитие сельских территорий решает и другую важную задачу - обеспечивает территориальную целостность страны (статья 4 Конституции России). Освоение и застройка малозаселенных территорий устраняет угрозу экспансии со стороны перенаселенных сопредельных государств. Сейчас при средней плотности расселения по стране 8 человек на 1 кв.км, в Сибири и на Дальнем Востоке она составляет менее 1 человека на 1 кв.км.
В силу урбанизации, политики, направленной на укрупнение и концентрацию производств, образовались крупнейшие (перенаселенные) агломерации - Московская, Ленинградская, Свердловская, Новосибирская области. И в то же время налицо малозаселенные (обезлюдевшие) пространства, освоение которых требует комплексного обустройства деревень.
По данным Всероссийской переписи населения
В последние годы многое сделано для того, чтобы обеспечить устойчивость сельскохозяйственного производства. Этому способствует реализация Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», Государственной программы развития сельского хозяйства, регулирования рынков сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Во многом именно создание на селе высокотехнологичных производств, современных агропредприятий помогло АПК успешнее других отраслей противостоять экономическому кризису. Их опыт еще раз доказал необходимость развития всех видов сельского строительства – подрядного, хозяйственного, индивидуального (самостроя).
Развитие сельского строительства диктуется острейшей необходимостью обновления и воспроизводства основных фондов села. Их износ по сельским зданиям и сооружениям в настоящее время составляет в среднем 65-70%, а по оборудованию – 80% и более. Известно, что при 50-процентном износе здания подлежат капитальному ремонту или сносу, но практически этого (за редким исключением) не происходит. Из-за высокого износа и крайне малого ввода новых, ежегодное выбытие основных фондов в 10 и более раз превышает их ввод. Правильно вместе с тем говорится, что программа развития сельского хозяйства не должна зацикливаться только на сугубо производственных аспектах отрасли. Как отмечал В.Путин еще в начале реализации приоритетного аграрного проекта, необходимо сохранить сельский образ жизни, но в новом, современном его виде, развивая там инфраструктуру, дороги, транспорт, газовое обеспечение. Кроме того следует максимально стимулировать появление на селе новых рабочих мест, особое внимание обратить также на несельскохозяйственные виды деятельности. Разве без крепкой сельской строительной индустрии можно достичь этих целей?
Дефицит кадров на селе оценивается в 1,5 млн человек, в том числе 0,5 млн – работников массовых профессий (механизаторы, операторы машинного доения и др.). Без развития всех форм капитального строительства на селе с проблемой незанятости большого числа сельчан не справиться. Лишь при комплексном обустройстве села реально решение и такой проблемы как надежное обеспечение сельского хозяйства молодыми специалистами Обустроенные сельские территории должны стать желанным местом для работы и постоянного проживания людей и из перенаселенных городов. Можно согласиться с предложениями тех ученых и практиков, которые отмечают, что для успешного решения всех этих задач требуется государственная программа, федеральная и региональные корпорации комплексного обустройства сельской местности. Думается, необходима и госпрограмма развития автономных систем инженерного оборудования сельских зданий на возобновляемых источниках энергии (солнца, ветра, тепла земли, энергии малых рек, переработки отходов органики и др.). Она, прежде всего, нужна для обустройства отдаленных (глубинных) территорий, где жизненно важно также развитие современных телекоммуникационных сетей, дорог и всей инфраструктуры обеспечения жизнедеятельности населения. Со временем организуемые государственные корпорации могут быть преобразованы в акционерные общества.
Создание современных сельских населенных пунктов, развитие сельского строительства должны стать общегосударственной задачей. Необходимо, прежде всего, формирование надежной нормативно-правовой базы на федеральном и местном уровнях.
Источник: Анатолий Огарков, советник Россельхозакадемии, доктор экономических наук, Сергей Огарков, кандидат экономических наук специально для «Крестьянских ведомостей»