Российские "вольные землепашцы" могут именовать себя словом "фермер" еще три года. Это следует из поправки в Закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", которую публикует сегодня "Российская газета".
В прежней редакции закона такой хозяйствующий субъект, как крестьянское (фермерское) хозяйство, должен был исчезнуть с лица российской земли 1 января 2010 года. Фермеры могли либо перейти на личные подсобные хозяйства, что освобождает их от части налогов, но лишает счета в банке и меняет отношение к ним банкиров, когда дело доходит до определения размера кредита. Либо зарегистрировать предприятие, что создает дополнительные сложности в ведении дел, бумагах и отчетности.
Однако теперь "дефермеризацию" всей страны решили отложить до 1 января 2013 года. Причина в том, что фермеры дружно не выполнили требование переоформиться. Как говорят специалисты, отчасти потому, что это довольно дорогое и муторное дело. Отчасти потому, что им нравится называться заграничным словом и хозяйствовать так, как они привыкли за почти 20 лет своего существования.
Законодатели мотивируют необходимость изменения статуса фермеров тем, что понятия "крестьянское (фермерское) хозяйство" нет в Гражданском кодексе. "При подготовке первой редакции закона о крестьянских (фермерских) хозяйствах мы руководствовались мировым опытом и старались придать фермерам черты и юридического лица, и физического, - поясняет бывший вице-президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) Константин Мезенцев. - Но у нас в стране можно быть только или юрлицом, или "физиком". Третьего не дано".
Любопытно, что несуществующие в кодексе фермеры вносят большой вклад в продовольственную безопасность страны. Зарегистрировано около 250 тысяч таких хозяйств, действует примерно половина. При этом они обрабатывают 13 процентов сельскохозяйственных угодий, производят больше 20 процентов зерна, почти 30 процентов подсолнечника, десятую часть овощей и сахарной свеклы. В животноводстве их вклад в продовольственную безопасность страны скромнее (нет денег строить фермы), но овец у них - пятая часть всероссийской отары. Столько же, сколько в крупных хозяйствах.
Кроме того, фермерство - это важная сейчас форма самозанятости. Помимо главы в производстве и распределении доходов задействованы и члены его семьи. К тому же в хозяйстве, как говорят знатоки этого уклада, в среднем по 2 постоянных или временных работника. Значит, полтора миллиона человек так или иначе заняты в этом специфическом секторе. Для сравнения: столько же рук занято во всей добыче полезных ископаемых.
Эта статья является комментарием к:
Федеральный закон Российской Федерации от 30 октября
Источник: Российская газета