Прогресс в научных исследованиях, в частности, в развитии ГМО - культур привел к росту урожайности. Площадей для получения урожаев стало требоваться меньше. Теоретически можно применять меньше пестицидов и сокращать вспашку, тем самым избегая эрозии почв. Сейчас говорят, что в течение двух лет появятся новые культуры, которые будут лучше приспособлены к экстремальным погодным условиям.
Но, как отмечалось некоторое время назад в одной из публикаций «Сайентифик американ», нормально проверить это невозможно, потому что компании, ведущие исследования в области ГМО, контролируют, что могут делать в этой связи независимые исследователи.
При покупке ГМО необходимо подписать соглашение относительно защиты интеллектуальной собственности компании. Нельзя использовать семена для выращивания последующего урожая. Это было известно и раньше. А десять лет назад «Монсанто», «Синджента» и «Пионер» пошли дальше. В своих соглашениях они устанавливают, что ГМО – семена запрещено использовать для проведения независимых исследований. Таким образом, невозможно проверить семена в самых различных условиях или сравнить семена нескольких компаний, продающих ГМО. И, естественно, нельзя проверить, ведет ли применение ГМО к нежелательному и ненамеренному загрязнению полей ГМО – культурами и прочим побочным эффектам.
Конечно, исследования относительно ГМО публикуются, но только те, которые одобрили к публикации компании – изготовители, отмечается в «Сайентифик американ». Были случаи, когда некоторые публикации, не устраивающие компании, в итоге так и не вышли в свет. («КВ» писали о скандалах, связанных с запретом на публикации в солидных научных американских изданиях материалов о «загадочном» появлении и распространении ГМО в Мексике, где официально использование ГМО не разрешается).
Запрещается, правда, не все подряд, но многое зависит от позиции того или иного автора к ГМО и от того, что о нем думают в компаниях - производителях. Поскольку многие исследования без сотрудничества с производителями осуществлять физически невозможно, многие ученые опасаются «репрессий» и предпочитают публиковаться анонимно.
Некоторые ученые протестуют против такого подхода и даже направляют протесты в Управление по контролю за продовольствием и лекарственными препаратами.
Получается, что нельзя научно проверить, какими культурами заняты значительные площади в США.
Ученые отмечают, что, уважая права на интеллектуальную собственность, необходимо устранить подобные дискриминационные условия в соглашениях между компаниями по производству ГМО и конечными пользователями.
Кстати, по сообщению американской организации «Глоубал рисерч», это самое управление по контролю с июля нынешнего года стал возглавлять человек, хорошо знающий «Монсанто» и тематику дебатов относительно ГМО. Президент Обама назначил возглавлять ведомство Майкла Тейлора. Предыдущее место работы М. Тейлора – вице-президент «Монсанто» по проведению политики компании среди общественности. Эту должность он занимал с 1998 по 2001 год. При президенте Б.Клинтоне М. Тейлор занимался разработкой политики администрации в отношении ГМО.
Вообще-то М. Тейлор в 70-е годы был юристом в минсельхозе США. В 80-е работал в частной юридической компании «Кинг энд Спалдинг», где представлял «Монсанто». С 1991 по 1994 годы вернулся на государственную службу в Управление по контролю за продовольствием и лекарственными препаратами. Там он занимал довольно высокий пост. Именно в этот период, отмечает «Глоубал рисерч», Управление разрешило применение гормонов роста для молочных коров производства «Монсанто» без уведомления на этикетках. (А, действительно, зачем об этом знать? Сейчас такой гормон встречается в большей части молока американского производства). Роль М. Тейлора в этом деле стала причиной специального расследования по линии федеральных органов. Впоследствии все подозрения насчет М. Тейлора («конфликт интересов») были отметены.
Источник: Николай Худяков «Крестьянские ведомости»