Давно миновало большое летнее молоко, а производители и теперь вынуждены продавать молоко по ценам, которые не покрывают всех затрат на его производство - иными словами, заведомо нести немалые убытки. А ведь еще недавно молоко оставалось чуть ли не единственным продуктом, который при реализации приносил в кассу хотя бы небольшую прибыль. Теперь селяне лишились и этой «палочки-выручалочки»…
Похоже, что даже зимнее сезонное сокращение молока на рынке не скоро восстановит хотя бы цены начала нынешнего года на этот важнейший продукт. Не секрет, что жесткая отбраковка молока по качеству привела к тому, что у некоторых хозяйств сортность молока снизилась, вместо высшего сорта оно стало первого сорта, а за него уже иная плата на молзаводах.
Правда, в «березняковском» почти не пострадали - здесь еще пять лет назад установили прочные партнерские связи с такими крупными компаниями, как «Данон», «Вимм-Биль-Данн», стараются строго выполнять все требования к сырью. Обходится это хозяйству недешево - примерно 7% от месячной выручки приходится тратить на соблюдение техрегламента. А это в рамках такого крупного хозяйства составляет 150-200 тыс. руб.
На молочном комбинате «Нижегородский» и других перерабатывающих предприятиях минувшим летом закупали молока гораздо меньше, отчасти это объясняет снижение цен на него. Но лишь отчасти. Дело в том, что техрегламент вывел сухое молоко «за рамки», а получаемый из него продукт стал просто молочным напитком. Потому вырабатывать сухое молоко стало невыгодным. К примеру, на комбинате «Нижегородский» в прошлом году было выработано более тысячи тонн сухого молока, а нынче только 150 тонн. А это означает, что сливочного масла тоже получили меньше, цены на него осенью поползли вверх.
Свою роль сыграл еще один фактор - после введения техрегламента не только понадобились немалые дополнительные затраты на получение переработчиками сертификатов, но пришлось менять упаковку продукции. На многих предприятиях упаковочная бумага была закуплена впрок, а теперь она оказалась устаревшей, пошла на списание. Лишь единичным предприятиям разрешено было использовать старые этикетки, срок годности которых еще не истек.
Остается сказать, что к началу ноября в Нижегородской области 66 предприятий молочной промышленности в соответствии с требованием техрегламента переоформили техдокументацию на молоко и молочную продукцию, выдано 778 сертификатов, получено 334 декларации соответствия на сырое молоко. По Нижегородской области зарегистрировано 6763 торговых предприятия, реализующих молоко и молочную продукцию.
Источник: Анатолий Ершов Нижегородская область «Крестьянские ведомости»