В текущем зерновом году перевалку зерна увеличили лишь два мелководных порта – Ростов и Ейск. Они расположены ближе к зернопроизводящим регионам, кроме того, через них идёт на экспорт не только российское, но и казахстанское зерно. 

В третьем квартале объём перевалки зерна через порт Ейск вырос на 9,9%, через Ростов – на 75,3%. Остальные южные порты показали отрицательные результаты: Новороссийск снизил обработку зерна на 12,9%, Азов – на 9,9%, Туапсе – на 14,6%. Из мелководного Ростовского порта в страны Причерноморья отправляются партии объёмом не более 5 тыс. тонн, при этом разница в цене FOB (стоимость с учётом доставки на борт судна) с глубоководными портами доходит до $15–20 за тонну, поясняет руководитель аналитического центра ЗАО «Русагротранс» Игорь Павенский. В прошлом году разница была ещё выше – $20–25, но тогда крупные партии были востребованы и разница в цене компенсировалась объёмами отгрузок. Теперь же выгоднее торговать мелкими партиями, экономя на фрахте, и зерновики потянулись в мелководные порты. Ростовский порт находится на небольшом расстоянии от основных зернопроизводящих регионов, напоминает Игорь Павенский. Зерновикам удобно перевозить мелкие партии автотранспортом. Зерно в Ростовский порт, как и в прочие мелководные порты, традиционно доставляется автотранспортом: в прошедшем зерновом году (закончился в июле 2009 года) через такие порты было вывезено 7,4 млн тонн зерна, из них по железной дороге доставлено менее 10%. В первую очередь рост произошёл за счёт казахстанского зерна. Если раньше оно переваливалось лишь после приоритетного российского, то в этом году и Ростов, и Ейск провели модернизацию перевалочных мощностей, в результате чего появилась возможность отгружать и своё, и транзитное зерно. Соотношение впервые достигло показателя 50/50, говорит Алексей Расницов.

Источник: Зерно Он-Лайн