Государственные закупочные интервенции на рынке зерна ориентировочно начнутся 2 ноября, в канун Дня примирения и согласия. Дату начала торгов назвала в минувшую пятницу министр сельского хозяйства России Елена Скрынник на пленарном заседании Государственной Думы, на котором рассматривался вопрос «О национальном докладе о ходе и результатах реализации в 2008 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы».
Вот несколько цифр, приведенных в Госдуме главой Минсельхоза России. За 2008 год в стоимостном выражении общая валовая продукция отрасли достигла 2 трлн 600 млрд руб., что на 11% больше, чем в 2007 году. Мяса, точнее скота и птицы в живом весе, произведено 9 млн 300 тыс. тонн – на 380 тыс. тонн больше плана. Приобретено 24 тыс. тракторов и 13 тыс. комбайнов. Привлечено кредитных ресурсов с субсидированием процентной ставки на сумму 421 млрд. рублей. В целом на реализацию мероприятий Государственной программы в 2008 году направлено 138 млрд руб. из федерального бюджета.
По данным Минсельхоза, сельхозпредприятия получили 117 млрд руб. прибыли, уровень рентабельности составил 15,3%. На 18% превышен плановый показатель целевой программы «Социальное развитие села» по вводу жилья, на треть больше намеченного построено жилплощади для молодых специалистов. Перевыполнены показатели по уровню обеспеченности питьевой водой и газификации. Предотвращено выбытие из оборота 914 тыс. га сельскохозяйственных угодий и на 11% увеличен объем внесения минеральных удобрений.
В этом году из федерального бюджета на развитие агропромышленного комплекса выделено 190 млрд. рублей, что на 30% больше чем в 2008 году, отметила Елена Скрынник. Она напомнила также о предпринятом правительством решении о пролонгации кредитов, увеличении сроков лизинга техники и оборудования. По мнению главы Минсельхоза, принятые меры позволили в кризисный период сохранить производство в отрасли практически на уровне прошлого года. Индекс валового производства продукции сельского хозяйства за 9 месяцев составил 99,2%, несмотря на более значительное падение в других отраслях экономики.
Естественно, что депутаты из оппозиции, ранее в этот же день обсуждавшие перипетии выборов 11 октября, разбавили благостную картину, нарисованную Еленой Скрынник. Уже первый вопрос депутата Анатолия Локтя (о том же с разными вариациями спрашивали Сергей Иванов и Валерий Гартунг был о самом, пожалуй, наболевшем – о сроках проведения государственных закупочных интервенциях на зерновом рынке.
Министр ответила: «Мы планируем ориентировочно со 2 ноября приступить к биржевым торгам» Причем, «интервенции в этом году будут проводиться точечно, избирательно». Объяснение такое: объем средств, который предоставлен Россельхозбанку, а это 9,5 млрд рублей, не такой большой. К тому же в прошлом году на сумму 38,6 млрд было закуплено 8,6 млн тонн зерна, но из-за низкой конъюнктуры цен на внутреннем и мировом рынках продать его невозможно. «Нам приходится его хранить и тратить на это значительные средства», отметила Елена Скрынник. При этом было обещано, что Минсельхоз вместе с Объединенной зерновой компанией сделает все, чтобы не допустить посредников при проведении биржевых торгов. Выстроена открытая, понятная схема проведения интервенций на 32 площадках удаленного доступа, биржевых площадках в городах: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Самара. Екатеринбург и Новосибирск.
Названные цифры явно далеки от тех, что ждут во многих регионах страны. И уже первый из выступавших от фракций депутатов, академик РАСХН Владимир Кашин выразил сожаление, что пока влияние проводимых правительством зерновых интервенций малоэффективно. И, прежде всего, по причине крайне низких ее объемов. А в это время всякого рода перекупщики и спекулянты вынуждают крестьян продавать выращенный урожай почти по себестоимости или даже ниже себестоимости, вгоняя хозяйство в банкротство и разорение.
Представитель КПРФ также констатировал, что большинству хозяйств даже льготные кредиты и лизинговые поставки не под силу – нет залога. По его мнению, первоочередная стратегическая задача сегодня - восстановление и модернизация сельхозпредприятий, которые еще худо-бедно держатся на плаву. Для ускоренного восстановления и модернизации сельхозпредприятий необходимо вложить в это дело бюджетные деньги, как это делается в Европе, в частности, в ФРГ. Например, выплачивать восстанавливаемым хозяйствам субсидии на покупку коров, восстановленный гектар пашни, дотации за произведенное молоко и мясо и т.д. Оказать помощь этим хозяйствам в приобретении тракторов и кормоуборочной техники, в восстановлении ферм и инфраструктуры. Между тем бюджетная поддержка АПК на будущий год сокращается.
Сельское хозяйство в стране еще есть, но живо оно за счет героизма сельчан, продолжил мысль предыдущего оратора лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Он вновь обратил внимание на то, что поддержка российского АПК в разы меньше, чем на Западе, а расширение сети супермаркетов сопровождается сокращением сети рынков на которые может выйти крестьянин. Он считает слабой и пятилетнюю госпрограмму, и работу Минсельхоза.
Справедливости ради стоит сказать, что в целом отношение к главе министерства оказалось достаточно лояльным. Тот же Владимир Кашин сказал так: «Мы надеемся, что новый министр сельского хозяйства Е.Б.Скрынник, которая совсем недавно заняла этот пост, прислушается к нашим доводам, проникнется проблемами крестьянства и при поддержке здоровых сил наконец-то сдвинет этот тяжелый груз в сторону возрождения мощного агропромышленного сектора экономики России, возрождения русской деревни – хранительницы наших традиций, образа жизни, наших истоков. Пожелаем ей в этом успехов».
Комментируя результаты дискуссии, председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Валентин Денисов отметил: «Сегодня в Государственной Думе дан старт ежегодной традиции по рассмотрению Национального доклада в Федеральном Собрании Российской Федерации». Он напомнил, что Госпрограмма, принятая в июле 2007 года, стала продолжением приоритетного нацпроекта развития АПК, сформировала новую аграрную политику государства, а также меры поддержки комплексного развития сельских территорий и конкурентоспособности отечественных сельхозпроизводителей. Госдумой были приняты пять федеральных законов по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, в том числе Закон «О развитии сельского хозяйства.
«Важно, что в Госпрограмме, также как и в нацпроекте, применены принципы программно-целевого подхода, увязки объемов финансирования с достижением заложенных целевых показателей, а также четкого взаимодействия между федеральным и региональным уровнями управления АПК. А главное, есть понимание, что эффективная реализация программы возможна с учетом применения индикативных показателей, которые сегодня внедряются министерством для оценки и перспектив развития сельского хозяйства в регионах», - отметил председатель комитета по аграрным вопросам.
Источник: Юрий Савин «Крестьянские ведомости»