Необыкновенно высокий урожай хлеба в Казахстане заставил правительство заговорить о необходимости введения комплекса мер по продвижению зерна на экспорт. По привычке в качестве палочки-выручалочки был выбран Китай – премьер-министр республики призвал аграриев продавать зерно в Поднебесную. Эксперты, однако, сомневаются в том, что Китай нуждается в казахстанском хлебе.
Урожай зерновых в Казахстане в этом году, как и ожидалось, выдался изрядный. Как сообщил портал «Казах-Зерно», первоначально республиканский Минсельхоз назвал цифру 20,5 млн тонн, затем повысил ее до 21 млн тонн и, наконец, премьер Карим Масимов, выступая на торжественном собрании, посвященном празднованию годовщины со дня создания Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына», объявил, что урожай зерновых превысил 22 млн тонн. Речь идет о первоначально оприходованном весе. После доработки останется около 20 млн тонн, что, по данным аналитического центра «СовЭкон», значительно выше прогнозов международных организаций и Минсельхоза США.
Как заявил на днях на заседании правительства республики министр сельского хозяйства Акылбек Куришбаев, Продкорпорация уже приступила к закупке зерна. По данным «СовЭкона», на начало этой недели принято заявок на общий объем 336 тыс. тонн, из которых заключено договоров и оплачено на 182 тыс. тонн. Продкорпорация закупает зерно по новым ценам. Первоначально, напомним, казахстанский оператор закупок зерна в госрезерв анонсировал единую цену в 24 750 тенге за тонну зерна, вне зависимости от содержания клейковины. Затем были озвучены новые, дифференцированные цены, зависящие от качественных показателей пшеницы, 24 750, 20 000 и 18 500 тенге (с учетом НДС) соответственно («Республика» рассказывала об этом в материале «Когда хлеба слишком много»).
При этом у республиканских аграриев нет иного выхода, кроме как продавать зерно по заниженной цене. Единственный реальный крупный покупатель их урожая — Продкорпорация. Экспортный рынок особой активности не проявляет. Акылбек Куришбаев на заседании правительства подчеркнул, что республиканский Минсельхоз инициировал предложение и внес соответствующее письмо в правительство республики о необходимости принятия комплекса мер по продвижению экспорта зерна. «Это вопросы снижения тарифов на железнодорожные вагоны, обеспечение зерновозами, транспортными судами, активизация работы дипломатических корпусов и торговых представительств за рубежом», — пояснил чиновник. Своевременность этих мер вызывает сомнения. В Казахстане закончилась уборка зерновых. Республика получила высокий урожай. Принимать комплекс мер по продвижению экспорта на этом фоне — решение как минимум слегка запоздалое.
Впрочем, у правительства, похоже, есть волшебный рецепт, как избежать всех этих проволочек с активизацией дипкорпусов и торгпредств. Как заявил на том же заседании премьер Карим Масимов, Китай открыл квоту на закуп зерна. «На последней встрече в Пекине мне китайский премьер сказал: мы купим столько, сколько вы продадите», — сообщил глава правительства, призвав руководство Минсельхоза и «КазАгро» как можно быстрее сформировать делегацию по этой квоте. «Там рынок безграничный. В принципе, сколько вы сможете, столько продадите, не затягивайте этот вопрос. Надо договариваться», — заключил премьер-министр.
Наблюдателей это заявление не слишком удивило. «Казахстан, кажется, со дня обретения независимости ведет разговоры о китайском рынке, но почти ничего туда не поставил, — напомнил гендиректор аналитического центра "СовЭкон" Андрей Сизов-старший. — Вопрос в том, нужна ли Китаю казахстанская пшеница». По словам эксперта, Китай является нетто-экспортером пшеницы, то есть вывозит больше, чем ввозит. Государственная продовольственная политика Китая ориентирована на поддержание постоянно высоких запасов зерна. Их в хранилищах Поднебесной более 100 млн тонн. Понятно, что при таких запасах необходимости в массированных закупках хлеба у республики нет. По данным «СовЭкона», экспортный потенциал Казахстана в этом году может составить, если отталкиваться от производственных показателей, около 10 млн тонн. При этом Китай ежегодно ввозит до 1,5 млн тонн пшеницы. В каком месте Поднебесной г-н Масимов узрел безграничный рынок — остается загадкой.
По словам эксперта, Китай если и проводит закупки зерна — то, как правило, на юге страны. И это — австралийская пшеница, необходимая Поднебесной для улучшения качества муки, которую китайцы активно продают (эта страна входит в десятку крупнейших мировых экспортеров муки). Казахстан же, как, кстати сказать, и Россия, граничит с северной частью Китая, которая активно производит пшеницу. «Единственный район в северной части Китая, имеющий потребности в пшенице, — это Синьцзян-Уйгурский автономный район, — сказал аналитик. — Это горный район, действительно нуждающийся в пшенице. Но только в кормовой. И за последние лет десять Казахстану действительно удалось продать туда чуть более 50 тыс. тонн кормовой пшеницы». По словам Андрея Сизова-старшего, говорить о продаже зерна в Китай — это выдавать желаемое за действительное. Впрочем, это ничуть не более романтично, нежели говорить о принятии комплекса мер по продвижению экспорта зерна сразу после уборки зерновых.
Информационный портал Республика Казахстан
Источник: Зерно Он-Лайн