По последним оценкам минсельхоза и региональных профильных ведомств, потери урожая зерновых и зернобобовых культур в целом достигают к середине октября 10-11% от собранного урожая. Что касается других отраслей растениеводства, потери, например, урожая подсолнечника оцениваются минимум в 9% от его общего сбора, что меньше уровня потерь в прошлом году (свыше 11%). Главной, если не единственной причиной потерь по этим культурам официально считаются неблагоприятные климатические условия (либо засуха, либо проливные дожди).
Но по зерну есть нюансы. Например, в ряде уральских субъектов Федерации Челябинской области, и особенно в Бурятии и Новосибирской области, потери урожая оцениваются самое меньшее в 20% из-за плохой погоды. Что касается экономических факторов, по оценкам управления сельского хозяйства Новосибирской области, затраты на уборку и дальнейшую просушку пшеницы в этом году практически во всех регионах РФ быстро увеличиваются, а это, соответственно, ведет к столь же быстрому росту себестоимости урожая. Но роста рыночной закупочный цены на пшеницу никто не прогнозирует.
Так, по мнению Сергея Колесникова, руководителя одного из крупных зернохозяйств Западной Сибири, "намолотит район или область большое количество зерна, но не везде способны его сами перерабатывать на корм скоту, домашней птице. Поэтому все большая часть зерна пойдет на продажу в основном в другие регионы. А должной рыночно-закупочной цены нет". В этой связи многие руководители хозяйств и эксперты считают, что нынешний характер госинтервенций на зерновом рынке до конца себя не оправдал, и цену по-прежнему диктуют перекупщики. Поэтому, учитывая, что во многих хозяйствах еще лежат запасы зерна прошлогоднего (из-за сверхзаниженных закупочных цен), рекордно низкие объемы зернопотерь, если к ним стремиться, могут обернуться крупными финансовыми потерями для производителей зерна.
А вот по плодоовощам и картофелю, как отмечалось, в частности, на недавней агровыставке "Золотая осень-2009", уровень потерь, как и прежде, обусловлен не столько природно-климатическими, сколько экономическими и инфраструктурными факторами, важнейшие среди которых - соблюдение условий выращивания и отгрузки продукции, использование предварительного охлаждения и других вариантов сохранности этих товаров, обеспеченность специализированными хранилищами и перевозочными средствами. Уровень потерь урожая по плодоовощам на предприятиях (хозяйствах) промышленного плодоовощеводства оценивается в целом в 13-15% на первую половину октября.
По данным региональных экономических ведомств, уровень потерь сельхозпродукции варьируется и в зависимости от качественных параметров самих собранных или произведенных продуктов. Естественно, что сданный перевозчикам или на хранение нестандартный продукт, как говорят, "множится", то есть существенно увеличивает объемы порчи (потерь) аналогичной продукции, что особенно актуально не только для свежих плодоовощей и сахарной свеклы.
В то же время "внезапные" климатические перепады зачастую помогают урожаям, особенно сахаросвекольным. Так, по данным минсельхоза Ставрополья, из-за заморозков в апреле текущего года потери сахарной свеклы в регионе, зафиксированные на площади более 14,8 тыс. га, превысили 60% от ее посевной площади в крае. Было принято решение о пересеве этой культуры с пострадавших площадей. И, хотя урожай сахарной свеклы оказался значительно ниже прошлогоднего уровня в этом регионе, обильные дожди в сентябре предотвратили более существенное падение объемов урожая этой культуры. Аналогичная ситуация характерна для ряда "свеклосахарных" районов Краснодарского края, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Дагестана.
Не исключены крупные потери и в объеме выловленного рыбосырья - прежде всего ввиду быстрорастущего дефицита специализированных перевозочных средств. По оценкам правительственной комиссии по вопросам рыбохозяйственного комплекса, существующий парк рефрижераторного подвижного состава уже к 2012 году подойдет к критическому уровню износа и дефицита.
Источник: Российская газета