Президент Дмитрий Медведев поручил правительству до конца года разработать программу развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка, сообщила пресс-служба президента. 

До 25 ноября правительство обязано «проработать вопрос» субсидирования части процентной ставки по кредитам, полученным для модернизации или строительства новых элеваторов. До 31 декабря — представить саму программу, в которой особое внимание уделить созданию условий для дальнейшего увеличения экспорта зерна за счет расширения экспортной инфраструктуры, включая строительство портовых элеваторов в Южном и Дальневосточном федеральных округах.

На прошлой неделе на совещании в Орловской области Медведев сообщил, что в России необходимо построить 300 современных элеваторов, инвестиции в которые оцениваются в $1,5-2 млрд. По оценке президента Зернового союза Аркадия Злочевского, сейчас в России около 1000 предприятий по хранению зерна, рассчитанных на единовременное хранение 95 млн т. Из них элеваторного типа — на 64 млн т, но гарантировать сохранность зерна и его качество могут не более 25% действующих элеваторов. На то, чтобы просто привести элеваторы в порядок, необходимо до 500 млн руб. Строительство нового элеватора оценивается из расчета $200 за тонну хранения, т. е. элеватор мощностью в 50 000 т обойдется в $10 млн.

Нехватка портов — действительно сдерживающий экспорт фактор, согласен заместитель гендиректора Международной зерновой компании (МЗК) Николай Демьянов: из-за дефицита глубоководных портовых мощностей в России сейчас самые высокие тарифы на перевалку экспортного зерна. «У нас перевалка тонны зерна стоит $25, на соседней Украине $13-16, в Европе — $7. Более того, кабинет министров Украины сейчас намерен снизить стоимость тарифов на перевалку на 20-50%, чтобы украинское зерно стало более конкурентоспособным на мировом рынке», — говорит Демьянов.

По оценке МЗК, через глубоководные российские порты можно отгружать на экспорт не более 11 млн т в год, а экспортный потенциал только Южного региона — 15 млн т. Поэтому на юге необходим хотя бы еще один портовый элеватор на «глубокой воде», считает Демьянов. По оценке представителя еще одной компании — экспортера зерна, стоимость такого элеватора может составлять $100-200 млн (в зависимости от сложности проекта). Злочевский согласен с этой оценкой.

Проект по строительству портового элеватора на Дальнем Востоке более спорный. Экспортеры зерна считают, что сегодня он не имеет экономического смысла. «В Сибири при хорошем урожае экспортный потенциал составляет 1-2 млн т зерна в год. Но затраты на доставку и перевалку его в портах во Владивостоке или Новороссийске будут сопоставимы с себестоимостью зерна», — считает представитель одной из компаний. Злочевский, напротив, уверен, что у дальневосточного проекта большое будущее. Япония — крупнейший потребитель зерна в мире: в год она покупает 17 млн т кукурузы и 6 млн т пшеницы, говорит он. Если возродить земледелие в Приамурье и выстроить экспортную инфраструктуру, то Россия сможет побороться за японский рынок с США, уверен Злочевский. Кроме Японии потенциальными рынками сбыта российского зерна он называет Малайзию, Индонезию, Вьетнам и Таиланд. Все эти страны не имеют мощностей по хранению зерна и предпочитают ритмичные гарантированные поставки, предлагая за зерно более высокие, чем в других странах, цены, продолжает президент Зернового союза.

Источник: Ведомости