В Международной промышленной академии в Москве 23-25 сентября состоялись IV ежегодная конференция и выставка Евразийского отделения Международной ассоциации производителей муки (IAOM).
В конференции приняли участие 269 человек из 36 регионов России и 16 стран ближнего и дальнего зарубежья (Армении, Белоруссии, Бельгии, Германии, Дании, Казахстана, Италии, Ливана, Нидерландов, США, Турции, Украины, Франции, Чехии, Швейцарии, Швеции).
AgroNews.ru уже опубликовал статью и интервью с вице-президентом IAOM Бартом Хальвегом по следам этой конференции. На этот раз мы подробно остановимся на проблеме экспорта российской муки.
В последнее время часто говорят о том, что у российского экспорта муки есть большие перспективы. Генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько считает, что это просто широко распространенный миф. В своем докладе на конференции он привел несколько доказательств того, что никаких тенденций и даже намеков на увеличение мирового импорта муки нет. В основном это связано с убеждением самих импортеров о необходимости добавлять стоимость внутри страны.
Их стремление создать рабочие места для своих граждан вполне понятно, однако в мире все же есть страны, которым удалось занять свое место на небольшом рынке торговли мукой. Чаще всего это государства, где правительство различными способами поощряет производство и экспорт муки. В качестве примера Дмитрий Рылько привел Турцию, работающую на украинском зерне. Там бизнес освобождается от уплаты 60% тарифа, если зерно было переработано в муку. В результате эта страна стала главным производителем и экспортером муки в исламском мире – из-за торговых барьеров в ЕС, Турция специализируется на продажах на Ближнем Востоке.
Казахстан недавно смог пробиться на рынок благодаря хорошему качеству и низким ценам. Сейчас его мукомолы продают муку своим южным соседям, так как ее перевозка через территорию России, по многим причинам теперь делает товар неконкурентоспособным.
По данным Дмитрия Рылько, быстро набирают вес на мучном рынке Узбекистан, Таджикистан, Иран, Ирак и Бразилия. Кроме того, в Африке в последние годы произошло радикальное сокращение импорта муки. Дело в том, что там построено большое количество французских мельниц, работающих только на французском зерне. Эти предприятия охватили весь рынок черного континента.
Получается, что для России не осталось свободных рынков сбыта?
По мнению Дмитрия Рылько, у наших мукомолов еще есть возможность занять место в Южной Америке и Юго-Восточной Азии. Однако, убежден он, экспорт возможен только при сочетании субсидий (привязанных к экспорту зерна), традиций производства и качества. Выполнение этих условий иногда помогает пробиться на рынок муки, даже не имея своего зерна. В этом плане показателен опыт Японии, Турции и Йемена, убежден эксперт.
На выход на новые рынки позволяет надеяться и то, что доля муки в российском экспорте зерна составляет всего 2%, в то время как в мире в среднем этот показатель равен 8%. Кроме трудностей сбыта, мешает транспортная логистика в основных регионах производства – Юге (25% российского экспорта муки) и Алтае (20%). На юге Дмитрий Рылько предлагает построить припортовую суперсовременную мельницу, предупреждая, правда, о сильном конкуренте в лице Турции на этом направлении. А большинство алтайских предприятий экспортируют муку через Казахстан и Узбекистан, которые сами заинтересованы в сбыте этого товара.
Так или иначе, в России уже появились экспортеры муки и даже создан союз для продвижения продаж за рубежом. Так что повод для оптимизма есть.
AgroNews.ru уже опубликовал статью и интервью с вице-президентом IAOM Бартом Хальвегом по следам этой конференции. На этот раз мы подробно остановимся на проблеме экспорта российской муки.
В последнее время часто говорят о том, что у российского экспорта муки есть большие перспективы. Генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько считает, что это просто широко распространенный миф. В своем докладе на конференции он привел несколько доказательств того, что никаких тенденций и даже намеков на увеличение мирового импорта муки нет. В основном это связано с убеждением самих импортеров о необходимости добавлять стоимость внутри страны.
Их стремление создать рабочие места для своих граждан вполне понятно, однако в мире все же есть страны, которым удалось занять свое место на небольшом рынке торговли мукой. Чаще всего это государства, где правительство различными способами поощряет производство и экспорт муки. В качестве примера Дмитрий Рылько привел Турцию, работающую на украинском зерне. Там бизнес освобождается от уплаты 60% тарифа, если зерно было переработано в муку. В результате эта страна стала главным производителем и экспортером муки в исламском мире – из-за торговых барьеров в ЕС, Турция специализируется на продажах на Ближнем Востоке.
Казахстан недавно смог пробиться на рынок благодаря хорошему качеству и низким ценам. Сейчас его мукомолы продают муку своим южным соседям, так как ее перевозка через территорию России, по многим причинам теперь делает товар неконкурентоспособным.
По данным Дмитрия Рылько, быстро набирают вес на мучном рынке Узбекистан, Таджикистан, Иран, Ирак и Бразилия. Кроме того, в Африке в последние годы произошло радикальное сокращение импорта муки. Дело в том, что там построено большое количество французских мельниц, работающих только на французском зерне. Эти предприятия охватили весь рынок черного континента.
Получается, что для России не осталось свободных рынков сбыта?
По мнению Дмитрия Рылько, у наших мукомолов еще есть возможность занять место в Южной Америке и Юго-Восточной Азии. Однако, убежден он, экспорт возможен только при сочетании субсидий (привязанных к экспорту зерна), традиций производства и качества. Выполнение этих условий иногда помогает пробиться на рынок муки, даже не имея своего зерна. В этом плане показателен опыт Японии, Турции и Йемена, убежден эксперт.
На выход на новые рынки позволяет надеяться и то, что доля муки в российском экспорте зерна составляет всего 2%, в то время как в мире в среднем этот показатель равен 8%. Кроме трудностей сбыта, мешает транспортная логистика в основных регионах производства – Юге (25% российского экспорта муки) и Алтае (20%). На юге Дмитрий Рылько предлагает построить припортовую суперсовременную мельницу, предупреждая, правда, о сильном конкуренте в лице Турции на этом направлении. А большинство алтайских предприятий экспортируют муку через Казахстан и Узбекистан, которые сами заинтересованы в сбыте этого товара.
Так или иначе, в России уже появились экспортеры муки и даже создан союз для продвижения продаж за рубежом. Так что повод для оптимизма есть.
Источник: Максим Ильин «Крестьянские ведомости»