Сразу в нескольких российских регионах из-за засухи, продолжающейся почти два месяца, погибли посевы яровых культур. Эксперты говорят о значительной корректировке запланированных объемов перевозки зерновых, сообщает "Гудок".
По данным Приволжского регионального центра МЧС, ущерб от жары превысил 16 млрд руб. С конца мая до середины июля в регионе установилась очень жаркая и сухая погода - температура воздуха достигает плюс 40 градусов, температура почвы - плюс 65.
Как рассказал заместитель директора ВНИИ экономики сельского хозяйства Анатолий Алтухов, последний раз такая масштабная гибель урожая наблюдалась в 1998 и 1999 годах. "Последние 10 лет засухи не было, и мы стали забывать об этом стихийном бедствии.
Прогноз урожая на 2009 год был весьма оптимистичным - 104 млн тонн. На самом деле соберем 85-90 млн тонн", - сказал он. Это на 20 млн тонн меньше, чем в прошлом году.
"На поля еще 10 июля в срочном порядке вывели уборочную технику. Но, несмотря на принимаемые меры, соберем как минимум в два раза меньше запланированного - около 900 тыс. тонн яровых и озимых", - говорит главный консультант управления растениеводства и земледелия министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Николай Милюков.
Аналогичная ситуация и в Оренбургской области.
"От высоких температур погибли 569 тыс. гектаров пшеницы высоких сортов, 280 тыс. гектаров ячменя, 72 тыс. гектаров других зерновых культур. Общий ущерб от засухи оценивается более чем в 5 млрд руб.", - перечисляет первый заместитель министра сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности региона Анатолий Попов.
И, как отмечают в МЧС Поволжья, исправить ситуацию не смогут даже обильные осадки. В ЗАО "РусАгроТранс" рассказали, что из-за засухи идет корректировка дислокации подвижного состава, который разбросан сейчас по всем зерновым регионам. "Часть вагонов уже вывели. Мы стремимся сократить порожний пробег", - отмечают в компании. Ряд экспертов уже заявили о возможном падении объемов железнодорожных перевозок на 5 млн тонн от заложенных в прогноз на этот год.
Между тем генеральный директор ЦФТО ОАО "РЖД" Елена Кунаева сказала, что говорить об абсолютном падении перевозок зерна сейчас было бы некорректно. Снижение предъявления к перевозке зерновых грузов, которое наметилось сейчас, отчасти связано с засухой в ряде регионов, а также с вредом, нанесенным зерновым культурам саранчой. Это касается Волгоградской, Саратовской областей.
Немного ниже отгрузка в Оренбургской области. В Краснодарском крае ситуация стабильная и каких-то проблем не ожидается. Тем не менее эти факторы дали лишь незначительные сбои в погрузке. Основная причина связана с комплексом вопросов, прежде всего экономического характера.
Елена Кунаева заметила, что до недавних пор перевозки зерна по РЖД шли с плюсом к плану. Это было связано с выполнением контрактов между зерновиками и потребителями их продукции внутри страны, а также с экспортными поставками. Сейчас зерновики начали сдерживать продукцию нового урожая, ожидая повышения цен на зерно и новых интервенций со стороны государства. В связи с этим глава ЦФТО заметила, что сложилась неопределенная ситуация, когда сложно предугадать, какая цена на зерно будет на рынке и удовлетворит ли она зерновиков. Поэтому сложно прогнозировать и объемы перевозок.
"Клиенты говорят: мы не знаем, что будет завтра, как сложится ситуация с уборкой нового урожая. Планировать какие-либо объемы к перевозке крайне сложно. Кроме того, объемы перевозок сельхозпродукции во многом зависят от цен как на само зерно, так и на его транспортировку, - говорит начальник отдела маркетинга ДЦФТО КбшЖД Вера Люкшина. - Конечно, в связи с ЧС в зерновых регионах планы по погрузке изменились, но тем не менее начиная с июля мы планируем перевезти около 100 тыс. тонн зерна всех видов и сортов".
"За счет мер по привлечению клиентуры, ранее пользовавшейся автомобильным транспортом, на железнодорожный дорога освобождает зерновиков от сбора за отправление грузов ранее намеченных сроков - мы планируем перевезти зерновых не меньше прошлогодних объемов - 1,1 млн тонн", - отметила начальник Волгоградского РАФТО Татьяна Колесникова.
"Хозяйства несут большие потери, но даже и при такой ситуации товарное зерно для рынка будет. Погрузку дороге обеспечим за счет запасов урожайных лет", - подчеркивает Анатолий Попов.
Свои методы борьбы с последствиями засухи разработаны и в Татарстане, где от зноя погибло 340 тыс. гектаров насаждений. "Ряд нефтяных компаний на рубль снизили стоимость дизельного топлива для проведения уборочной страды и сева озимых. Скидка позволит вывести на поля больше техники и собрать больше урожая, до тех пор пока он не погиб", - говорит министр сельского хозяйства и продовольствия Татарии Марат Ахметов.
В любом случае ОАО "РЖД" внимательно следит за ситуацией, складывающейся на зерновом рынке. По словам Елены Кунаевой, в первых числах августа представители РЖД, зерновики и потребители их продукции соберутся на совещание, на котором предстоит обсудить итоги работы зернового рынка в июле, а также сформировать планы дальнейших действий.
Как рассказал заместитель директора ВНИИ экономики сельского хозяйства Анатолий Алтухов, последний раз такая масштабная гибель урожая наблюдалась в 1998 и 1999 годах. "Последние 10 лет засухи не было, и мы стали забывать об этом стихийном бедствии.
Прогноз урожая на 2009 год был весьма оптимистичным - 104 млн тонн. На самом деле соберем 85-90 млн тонн", - сказал он. Это на 20 млн тонн меньше, чем в прошлом году.
"На поля еще 10 июля в срочном порядке вывели уборочную технику. Но, несмотря на принимаемые меры, соберем как минимум в два раза меньше запланированного - около 900 тыс. тонн яровых и озимых", - говорит главный консультант управления растениеводства и земледелия министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Николай Милюков.
Аналогичная ситуация и в Оренбургской области.
"От высоких температур погибли 569 тыс. гектаров пшеницы высоких сортов, 280 тыс. гектаров ячменя, 72 тыс. гектаров других зерновых культур. Общий ущерб от засухи оценивается более чем в 5 млрд руб.", - перечисляет первый заместитель министра сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности региона Анатолий Попов.
И, как отмечают в МЧС Поволжья, исправить ситуацию не смогут даже обильные осадки. В ЗАО "РусАгроТранс" рассказали, что из-за засухи идет корректировка дислокации подвижного состава, который разбросан сейчас по всем зерновым регионам. "Часть вагонов уже вывели. Мы стремимся сократить порожний пробег", - отмечают в компании. Ряд экспертов уже заявили о возможном падении объемов железнодорожных перевозок на 5 млн тонн от заложенных в прогноз на этот год.
Между тем генеральный директор ЦФТО ОАО "РЖД" Елена Кунаева сказала, что говорить об абсолютном падении перевозок зерна сейчас было бы некорректно. Снижение предъявления к перевозке зерновых грузов, которое наметилось сейчас, отчасти связано с засухой в ряде регионов, а также с вредом, нанесенным зерновым культурам саранчой. Это касается Волгоградской, Саратовской областей.
Немного ниже отгрузка в Оренбургской области. В Краснодарском крае ситуация стабильная и каких-то проблем не ожидается. Тем не менее эти факторы дали лишь незначительные сбои в погрузке. Основная причина связана с комплексом вопросов, прежде всего экономического характера.
Елена Кунаева заметила, что до недавних пор перевозки зерна по РЖД шли с плюсом к плану. Это было связано с выполнением контрактов между зерновиками и потребителями их продукции внутри страны, а также с экспортными поставками. Сейчас зерновики начали сдерживать продукцию нового урожая, ожидая повышения цен на зерно и новых интервенций со стороны государства. В связи с этим глава ЦФТО заметила, что сложилась неопределенная ситуация, когда сложно предугадать, какая цена на зерно будет на рынке и удовлетворит ли она зерновиков. Поэтому сложно прогнозировать и объемы перевозок.
"Клиенты говорят: мы не знаем, что будет завтра, как сложится ситуация с уборкой нового урожая. Планировать какие-либо объемы к перевозке крайне сложно. Кроме того, объемы перевозок сельхозпродукции во многом зависят от цен как на само зерно, так и на его транспортировку, - говорит начальник отдела маркетинга ДЦФТО КбшЖД Вера Люкшина. - Конечно, в связи с ЧС в зерновых регионах планы по погрузке изменились, но тем не менее начиная с июля мы планируем перевезти около 100 тыс. тонн зерна всех видов и сортов".
"За счет мер по привлечению клиентуры, ранее пользовавшейся автомобильным транспортом, на железнодорожный дорога освобождает зерновиков от сбора за отправление грузов ранее намеченных сроков - мы планируем перевезти зерновых не меньше прошлогодних объемов - 1,1 млн тонн", - отметила начальник Волгоградского РАФТО Татьяна Колесникова.
"Хозяйства несут большие потери, но даже и при такой ситуации товарное зерно для рынка будет. Погрузку дороге обеспечим за счет запасов урожайных лет", - подчеркивает Анатолий Попов.
Свои методы борьбы с последствиями засухи разработаны и в Татарстане, где от зноя погибло 340 тыс. гектаров насаждений. "Ряд нефтяных компаний на рубль снизили стоимость дизельного топлива для проведения уборочной страды и сева озимых. Скидка позволит вывести на поля больше техники и собрать больше урожая, до тех пор пока он не погиб", - говорит министр сельского хозяйства и продовольствия Татарии Марат Ахметов.
В любом случае ОАО "РЖД" внимательно следит за ситуацией, складывающейся на зерновом рынке. По словам Елены Кунаевой, в первых числах августа представители РЖД, зерновики и потребители их продукции соберутся на совещание, на котором предстоит обсудить итоги работы зернового рынка в июле, а также сформировать планы дальнейших действий.
Источник: Зерно на IDK.RU