В интервью Оil.Эксперту генеральный директор ООО "Исследовательская группа "Петромаркет" Яков Львович Рудерман рассказал о свободном рынке нефтепродуктов, о перспективах развития биржевых и внебиржевых рынков нефтепродуктов, а также высказал свое мнение по вопросу регулирования рынка со стороны ФАС.
Более подробно о российском рынке нефтепродуктов Яков Львович изложит в своем докладе на Международной конференция "Биржевой и внебиржевой рынки нефтепродуктов РФ", которая пройдет в Москве 5-6 октября 2009 года.
- Каков баланс производства и спроса внутреннего рынка на нефтепродукты в I полугодии текущего года?
- Полной статистикой за первое полугодие мы пока еще не располагаем, поэтому я остановлюсь на данных за первые 5 месяцев. Что же касается продуктов, то, по всей видимости, наибольший интерес представляют автобензин и дизельное топливо - ими мы и ограничимся.
За 5 месяцев текущего года производство автобензина всех марок выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем на 2.5%, тогда как потребление осталось примерно на прошлогоднем уровне. Как следствие, экспорт автобензина увеличился на 20%. При этом, несмотря ни на какой кризис, спрос на средне- и высокооктановые марки топлива АИ-92 и АИ-95 превзошел прошлогодний более чем на 5% при резком падении спроса на низкооктановое топливо АИ-80. Это - если сопоставлять нынешний и прошлый год. Если же рассматривать динамику рынка, сложившуюся в текущем году, то после исключения сезонной составляющей обнаруживается, что спрос на АИ-95 с января по май демонстрировал признаки роста, а на АИ-92 - снижения. Следует правда оговориться, что приведенные данные относятся только к заводскому автобензину стандартного качества и не отражают поступление на рынок суррогатного продукта.
С дизельным топливом все намного проще. Объем его совокупного выпуска с января по май текущего года сократился в годовом исчислении примерно на 1.5% при падении спроса более чем на 8%. Причем тенденция к сокращению спроса на дизтопливо отчетливо просматривается с сентября 2008 г. Здесь влияние экономического кризиса налицо.
- Есть ли сейчас на внутреннем российском рынке дефицит топлива из-за высокой мировой конъюнктуры?
- Видимо, Вы имеете в виду то, что происходит на рынке автобензина. Если понимать под дефицитом привычную для позднего советского времени картину, когда приезжает человек на заправку, а бензина нет, приезжает на другую - тоже нет, то такого, пожалуй, не наблюдается. Более точно было бы говорить о том, что в период с мая вплоть до начала июля мы наблюдали превышение спроса на автобензин над его предложением. Как всегда в таких случаях, индикатором служит снижение уровня товарных запасов. Если первые четыре месяца нынешнего года товарные запасы автобензина (всех марок) на НПЗ демонстрировали тенденцию к росту, достигнув уровня примерно 500 тыс. т, то затем началось снижение запасов, и к концу июня они сократились примерно вдвое. Сходная, хотя и менее выраженная динамика запасов автобензина наблюдалась и на региональных нефтебазах ВИНК. В июле запасы более или менее стабилизировались, что может свидетельствовать о том, что спрос и предложение автобензина переходят в фазу большей сбалансированности.
Следует отметить, что на внутреннем рынке дизельного топлива ничего подобного не наблюдалось, и он с самого начала года выглядел гораздо более сбалансированным. Не случайно цены на дизтопливо в мае-июне вели себя гораздо спокойнее цен на автобензин.
- Какова судьба свободного рынка нефтепродуктов? Прогноз развития ситуации на Уфимской группе НПЗ.
- После того, как уфимские заводы фактически перешли под контроль АФК "Система", действительно, возникла опасность того, что масштабы свободного рынка существенно сократятся. Правда, для этого "Системе" придется сначала выстроить свою собственную сбытовую сеть, адекватную объемам выпускаемой продукции. Без этого уфимские нефтепродукты, так или иначе, будут продаваться на свободном (по крайней мере, формально) рынке. Другое дело, что вместо нескольких продавцов "на Уфе" может остаться один. Впрочем, и это еще не факт. "Системе" еще предстоит решить, отказываться ли на уфимских заводах от давальческой переработки, увеличивая тем самым свою прибыль, но принимая одновременно на себя риски, связанные с закупкой нефти и реализацией нефтепродуктов. Или отдать часть прибыли от переработки нефти давальцам, но при этом переложить риски на них.
- Ваша оценка политики крупных нефтяных компаний в области ценообразования на внутреннем рынке.
- Ничего необычного в этой области я отметить не могу. Разве что нарастающее ощущение беззащитности перед штрафными санкциями ФАС становится постоянно действующим психологическим фактором ценообразования.
- Как бы Вы оценили регулирование рынка со стороны ФАС?
- Как весьма противоречивое. С одной стороны, ФАС никак не противодействует росту концентрации рынка. Я имею в виду переход Sibir Energy вместе с Московским НПЗ под контроль Газпром нефти и упомянутую выше ситуацию с уфимскими заводами. С другой стороны, нарастает вал претензий ФАС к ВИНКам в связи со злоупотреблением коллективным доминированием на российском рынке, которое выражается в установлении "монопольно высоких", с точки зрения ФАС, цен. Да и сами претензии не всегда представляются достаточно обоснованными. Поскольку некоторые положения действующего российского антимонопольного законодательства допускают неоднозначную трактовку, ФАС располагает возможностью их достаточно произвольного применения. Одобренные Госдумой и Советом Федерации в начале июля поправки в федеральный закон "О защите конкуренции" в этом отношении, с моей точки зрения, мало что меняют.
И дело совсем не в том, что ВИНКи не способны нарушать антимонопольное законодательство. Они, разумеется, отнюдь не ангелы и действуют на внутреннем рынке в условиях недостаточной конкуренции, так что за ними нужен глаз да глаз. Речь идет лишь о том, что формулируемые ФАС юридические основания для наложения штрафов, увы, не выглядят безупречными. Есть определенные сомнения и в отношении качества и интерпретации используемых ФАС данных об уровне рыночных цен, рыночных долях продавцов и т.п.
Представляется очевидным, что нефтяным компаниям нужны ясные и легко проверяемые критерии допустимого и недопустимого поведения на рынке, а также признаваемые как госорганами, так и участниками рынка источники информации о емкости федерального и региональных рынков нефтепродуктов, о распределении рыночных долей между продавцами и об уровне рыночных цен.
- Могли бы оценить биржевой и внебиржевой рынки нефтепродуктов? Какие у них перспективы?
- Перспективы свободного (спотового) рынка нефтепродуктов в целом, мягко говоря, не очень хороши. Если государство, наконец, не озаботится поддержкой независимых добывающих предприятий, обеспечением их прав (равно как и прав других давальцев) на доступ к мощностям НПЗ, обеспечением прав мелкооптовых торговцев на доступ к емкостям региональных нефтебаз, то вполне можно ожидать как сокращения объема торгуемых на свободном рынке продуктов, так и числа участников рынка. Наличие или отсутствие бирж физического товара в этом отношении ничего не меняет.
Что касается перспектив биржевого рынка, то ВИНКи по-прежнему не демонстрируют к нему сколько-нибудь заметного интереса. И это ключевая проблема. Даже на "флагманской" Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, открывшей торги в сентябре 2008 г., свое присутствие обозначали лишь Роснефть и ТНК-BP, причем сравнительно небольшими объемами. Поскольку внедрение бирж в практику торговли нефтепродуктами сделалась правительственной "идеей фикс", можно ожидать, что ВИНКи из политических соображений будут и дальше выставлять на торги какие-то минимальные объемы, скорее имитируя участие в биржевой торговле, чем делая на нее реальную ставку. Разумеется, государство может заставить нефтяные компании совершать под крышей бирж существенную часть своих сделок или даже все сделки. Инструменты принуждения могут быть разными. В лучшем случае таким инструментом будет сила закона. Последние поправки в федеральный закон "О защите конкуренции" уже предусматривают право антимонопольных органов выдавать предписания о продаже определенного объема продукции на товарной бирже. В худшем же случае в дело пойдут различного рода "наезды", делающие внебиржевую торговлю опасным предприятием с непрогнозируемыми последствиями (именно в этом ключе пока действует ФАС). Остается вопрос, будут ли при этом достигнуты цели, ради которых предпринимается столько усилий, связанных с организацией биржевой торговли: повышение прозрачности рынка, формирование ценовых индикаторов, устранение опасности ценового сговора и даже - снижение цен на нефтепродукты? Частично - вероятно, но в полном объеме - вряд ли.
- Спасибо.
- Каков баланс производства и спроса внутреннего рынка на нефтепродукты в I полугодии текущего года?
- Полной статистикой за первое полугодие мы пока еще не располагаем, поэтому я остановлюсь на данных за первые 5 месяцев. Что же касается продуктов, то, по всей видимости, наибольший интерес представляют автобензин и дизельное топливо - ими мы и ограничимся.
За 5 месяцев текущего года производство автобензина всех марок выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем на 2.5%, тогда как потребление осталось примерно на прошлогоднем уровне. Как следствие, экспорт автобензина увеличился на 20%. При этом, несмотря ни на какой кризис, спрос на средне- и высокооктановые марки топлива АИ-92 и АИ-95 превзошел прошлогодний более чем на 5% при резком падении спроса на низкооктановое топливо АИ-80. Это - если сопоставлять нынешний и прошлый год. Если же рассматривать динамику рынка, сложившуюся в текущем году, то после исключения сезонной составляющей обнаруживается, что спрос на АИ-95 с января по май демонстрировал признаки роста, а на АИ-92 - снижения. Следует правда оговориться, что приведенные данные относятся только к заводскому автобензину стандартного качества и не отражают поступление на рынок суррогатного продукта.
С дизельным топливом все намного проще. Объем его совокупного выпуска с января по май текущего года сократился в годовом исчислении примерно на 1.5% при падении спроса более чем на 8%. Причем тенденция к сокращению спроса на дизтопливо отчетливо просматривается с сентября 2008 г. Здесь влияние экономического кризиса налицо.
- Есть ли сейчас на внутреннем российском рынке дефицит топлива из-за высокой мировой конъюнктуры?
- Видимо, Вы имеете в виду то, что происходит на рынке автобензина. Если понимать под дефицитом привычную для позднего советского времени картину, когда приезжает человек на заправку, а бензина нет, приезжает на другую - тоже нет, то такого, пожалуй, не наблюдается. Более точно было бы говорить о том, что в период с мая вплоть до начала июля мы наблюдали превышение спроса на автобензин над его предложением. Как всегда в таких случаях, индикатором служит снижение уровня товарных запасов. Если первые четыре месяца нынешнего года товарные запасы автобензина (всех марок) на НПЗ демонстрировали тенденцию к росту, достигнув уровня примерно 500 тыс. т, то затем началось снижение запасов, и к концу июня они сократились примерно вдвое. Сходная, хотя и менее выраженная динамика запасов автобензина наблюдалась и на региональных нефтебазах ВИНК. В июле запасы более или менее стабилизировались, что может свидетельствовать о том, что спрос и предложение автобензина переходят в фазу большей сбалансированности.
Следует отметить, что на внутреннем рынке дизельного топлива ничего подобного не наблюдалось, и он с самого начала года выглядел гораздо более сбалансированным. Не случайно цены на дизтопливо в мае-июне вели себя гораздо спокойнее цен на автобензин.
- Какова судьба свободного рынка нефтепродуктов? Прогноз развития ситуации на Уфимской группе НПЗ.
- После того, как уфимские заводы фактически перешли под контроль АФК "Система", действительно, возникла опасность того, что масштабы свободного рынка существенно сократятся. Правда, для этого "Системе" придется сначала выстроить свою собственную сбытовую сеть, адекватную объемам выпускаемой продукции. Без этого уфимские нефтепродукты, так или иначе, будут продаваться на свободном (по крайней мере, формально) рынке. Другое дело, что вместо нескольких продавцов "на Уфе" может остаться один. Впрочем, и это еще не факт. "Системе" еще предстоит решить, отказываться ли на уфимских заводах от давальческой переработки, увеличивая тем самым свою прибыль, но принимая одновременно на себя риски, связанные с закупкой нефти и реализацией нефтепродуктов. Или отдать часть прибыли от переработки нефти давальцам, но при этом переложить риски на них.
- Ваша оценка политики крупных нефтяных компаний в области ценообразования на внутреннем рынке.
- Ничего необычного в этой области я отметить не могу. Разве что нарастающее ощущение беззащитности перед штрафными санкциями ФАС становится постоянно действующим психологическим фактором ценообразования.
- Как бы Вы оценили регулирование рынка со стороны ФАС?
- Как весьма противоречивое. С одной стороны, ФАС никак не противодействует росту концентрации рынка. Я имею в виду переход Sibir Energy вместе с Московским НПЗ под контроль Газпром нефти и упомянутую выше ситуацию с уфимскими заводами. С другой стороны, нарастает вал претензий ФАС к ВИНКам в связи со злоупотреблением коллективным доминированием на российском рынке, которое выражается в установлении "монопольно высоких", с точки зрения ФАС, цен. Да и сами претензии не всегда представляются достаточно обоснованными. Поскольку некоторые положения действующего российского антимонопольного законодательства допускают неоднозначную трактовку, ФАС располагает возможностью их достаточно произвольного применения. Одобренные Госдумой и Советом Федерации в начале июля поправки в федеральный закон "О защите конкуренции" в этом отношении, с моей точки зрения, мало что меняют.
И дело совсем не в том, что ВИНКи не способны нарушать антимонопольное законодательство. Они, разумеется, отнюдь не ангелы и действуют на внутреннем рынке в условиях недостаточной конкуренции, так что за ними нужен глаз да глаз. Речь идет лишь о том, что формулируемые ФАС юридические основания для наложения штрафов, увы, не выглядят безупречными. Есть определенные сомнения и в отношении качества и интерпретации используемых ФАС данных об уровне рыночных цен, рыночных долях продавцов и т.п.
Представляется очевидным, что нефтяным компаниям нужны ясные и легко проверяемые критерии допустимого и недопустимого поведения на рынке, а также признаваемые как госорганами, так и участниками рынка источники информации о емкости федерального и региональных рынков нефтепродуктов, о распределении рыночных долей между продавцами и об уровне рыночных цен.
- Могли бы оценить биржевой и внебиржевой рынки нефтепродуктов? Какие у них перспективы?
- Перспективы свободного (спотового) рынка нефтепродуктов в целом, мягко говоря, не очень хороши. Если государство, наконец, не озаботится поддержкой независимых добывающих предприятий, обеспечением их прав (равно как и прав других давальцев) на доступ к мощностям НПЗ, обеспечением прав мелкооптовых торговцев на доступ к емкостям региональных нефтебаз, то вполне можно ожидать как сокращения объема торгуемых на свободном рынке продуктов, так и числа участников рынка. Наличие или отсутствие бирж физического товара в этом отношении ничего не меняет.
Что касается перспектив биржевого рынка, то ВИНКи по-прежнему не демонстрируют к нему сколько-нибудь заметного интереса. И это ключевая проблема. Даже на "флагманской" Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, открывшей торги в сентябре 2008 г., свое присутствие обозначали лишь Роснефть и ТНК-BP, причем сравнительно небольшими объемами. Поскольку внедрение бирж в практику торговли нефтепродуктами сделалась правительственной "идеей фикс", можно ожидать, что ВИНКи из политических соображений будут и дальше выставлять на торги какие-то минимальные объемы, скорее имитируя участие в биржевой торговле, чем делая на нее реальную ставку. Разумеется, государство может заставить нефтяные компании совершать под крышей бирж существенную часть своих сделок или даже все сделки. Инструменты принуждения могут быть разными. В лучшем случае таким инструментом будет сила закона. Последние поправки в федеральный закон "О защите конкуренции" уже предусматривают право антимонопольных органов выдавать предписания о продаже определенного объема продукции на товарной бирже. В худшем же случае в дело пойдут различного рода "наезды", делающие внебиржевую торговлю опасным предприятием с непрогнозируемыми последствиями (именно в этом ключе пока действует ФАС). Остается вопрос, будут ли при этом достигнуты цели, ради которых предпринимается столько усилий, связанных с организацией биржевой торговли: повышение прозрачности рынка, формирование ценовых индикаторов, устранение опасности ценового сговора и даже - снижение цен на нефтепродукты? Частично - вероятно, но в полном объеме - вряд ли.
- Спасибо.
Источник: Зерно на IDK.RU