ЗАО «Русагротранс», оператор железнодорожных перевозок, запускает пилотный проект по вводу регулярных поездов для доставки экспортного зерна от элеваторов к портам. Его партнером уже стал трейдер «Русское зерно», активно занимающийся агробизнесом в Воронежской области. По прогнозам «Русагротранса», в 2009 году с помощью маршрутных поездов из РФ будет вывезено около 1 млн т. Участники рынка опасаются, что компания монополизирует инфраструктуру по перевозке зерна.
О переходе на новую систему железнодорожных перевозок экспортных партий зерна сообщила пресс-служба «Русагротранса». Пилотным проектом стал запуск регулярных поездов при работе с элеваторами «Русского зерна». Соглашение двух компаний было подписано в середине июня. По его условиям «Русское зерно» предоставит «Русагротрансу» свои элеваторы для перевалки зерна, а тот – вагоны и маршруты. Документ предполагает формирование регулярных железнодорожных маршрутов на станциях Тихорецкая, Тимашевская (Краснодарский край), Латная (Воронежская область) и отправку зерна с них в порты Новороссийск и Туапсе. В настоящее время ведутся переговоры и с рядом других компаний, имеющих элеваторов.
Предполагается, что новая система позволит сократить число пунктов отгрузки, увеличить перевозки и снизить их стоимость для отправителей на 10-15%. «За счет внедрения маршрутных поездов совокупная экономия зерновой отрасли от снижения издержек составит около $30 млн в год», – рассказал замгендиректора «Русагротранса» Олег Рогачев. Он пояснил, что сумма рассчитана для прогнозов на сезон 2011-2012 годов при условии 50%-ной маршрутизации железнодорожных отправок зерна на экспорт. По прогнозам «Русагротранса», в 2009 году с помощью маршрутных поездов из России будет экспортировано около 1 млн т зерна, а в трехлетней перспективе – 6 млн т.
l В парке ЗАО «Русагротранс» 22 тыс. вагонов, в том числе 8 тыс. собственных и 14 тыс. арендованных у ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Его учредители – ОАО «Первая грузовая компания» (51%) и ООО «Русская транспортная компания» (49%).
l ООО «Русское зерно» создано в 2002 году для торговли зерном. Является управляющей компанией ОАО «Русгрэйн Холдинг» (основной владелец – экс-президент РТС Иван Тырышкин). В составе ОАО три хлебокомбината, Латненский и Тулиновский элеваторы в Воронежской области, 11 сельхозпредприятий, в том числе девять воронежских, и более 87 тыс. га сельхозугодий – в основном в Черноземье. Выручка в 2007 году – $94 млн.
Между тем гендиректор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов считает, что «Русагротрансу» будет сложно конкурировать с автомобильными операторами при доставке зерна на расстояние до 1 тыс. км. Он сомневается, что введение маршрутных поездов позволит ускорить перевалку грузов в портах: «Все упирается в мощности терминалов Новороссийска и Туапсе». Однако в «Русагротрансе» оспаривают мнение аналитика, утверждая, что железная дорога при перевозках зерна более конкурентоспособна уже начиная с расстояний 450-500 км. «Объем экспортной поставки, как правило, равен судовой партии и может составлять 20 тыс. т и больше. Для единовременной перевозки такого количества зерна на расстояние до 500 км потребуется огромное количество автомобильного транспорта», – заметил Олег Рогачев.
Гендиректор Valars Group Кирилл Подольский полагает, что проект «Русагротранса» представляет собой попытку монополизировать транспортную инфраструктуру. «Вначале они возьмут под контроль линейные элеваторы, затем – морские, а потом вынудят фрахтовать трейдеров суда через них», – предположил он. В начале июня Федеральная антимонопольная служба уже признала РЖД и ЗАО «Русагротранс» монополистом, отметив, что компании имеют долю на рынке перевозки зерновых грузов более 50%.
Предполагается, что новая система позволит сократить число пунктов отгрузки, увеличить перевозки и снизить их стоимость для отправителей на 10-15%. «За счет внедрения маршрутных поездов совокупная экономия зерновой отрасли от снижения издержек составит около $30 млн в год», – рассказал замгендиректора «Русагротранса» Олег Рогачев. Он пояснил, что сумма рассчитана для прогнозов на сезон 2011-2012 годов при условии 50%-ной маршрутизации железнодорожных отправок зерна на экспорт. По прогнозам «Русагротранса», в 2009 году с помощью маршрутных поездов из России будет экспортировано около 1 млн т зерна, а в трехлетней перспективе – 6 млн т.
l В парке ЗАО «Русагротранс» 22 тыс. вагонов, в том числе 8 тыс. собственных и 14 тыс. арендованных у ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Его учредители – ОАО «Первая грузовая компания» (51%) и ООО «Русская транспортная компания» (49%).
l ООО «Русское зерно» создано в 2002 году для торговли зерном. Является управляющей компанией ОАО «Русгрэйн Холдинг» (основной владелец – экс-президент РТС Иван Тырышкин). В составе ОАО три хлебокомбината, Латненский и Тулиновский элеваторы в Воронежской области, 11 сельхозпредприятий, в том числе девять воронежских, и более 87 тыс. га сельхозугодий – в основном в Черноземье. Выручка в 2007 году – $94 млн.
Между тем гендиректор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов считает, что «Русагротрансу» будет сложно конкурировать с автомобильными операторами при доставке зерна на расстояние до 1 тыс. км. Он сомневается, что введение маршрутных поездов позволит ускорить перевалку грузов в портах: «Все упирается в мощности терминалов Новороссийска и Туапсе». Однако в «Русагротрансе» оспаривают мнение аналитика, утверждая, что железная дорога при перевозках зерна более конкурентоспособна уже начиная с расстояний 450-500 км. «Объем экспортной поставки, как правило, равен судовой партии и может составлять 20 тыс. т и больше. Для единовременной перевозки такого количества зерна на расстояние до 500 км потребуется огромное количество автомобильного транспорта», – заметил Олег Рогачев.
Гендиректор Valars Group Кирилл Подольский полагает, что проект «Русагротранса» представляет собой попытку монополизировать транспортную инфраструктуру. «Вначале они возьмут под контроль линейные элеваторы, затем – морские, а потом вынудят фрахтовать трейдеров суда через них», – предположил он. В начале июня Федеральная антимонопольная служба уже признала РЖД и ЗАО «Русагротранс» монополистом, отметив, что компании имеют долю на рынке перевозки зерновых грузов более 50%.
Источник: КоммерсантЪ