Производитель сельскохозяйственной продукции, ее переработчик и торговец продовольственных товаров являются н6епосредственными участниками процесса прохождения продукта от поля до потребителя.
В неразрывной цепи «поле-магазин» формируется стоимость продовольственного товара, определяется его цена. Стоимость товара определяется затратами на его производство, переработку и реализацию, а его цена для покупателя – под влиянием фактора рыночных отношений. Стоимость произведенной продукции формируется в среде сложной экономической системы материально-технического обеспечения и производственно-финансовых услуг, с одной стороны и острой конкурентной борьбы на рынке реализации продукции – с другой.

Во всей цепи производство – переработка – реализация постоянно возникает проблема соблюдения и совершенствования принципа справедливости распределения экономического результата труда между участниками процесса, который часто перерастает в противоречия. Первая проблема, что темпы роста цен на промышленные товары, особенно на энергоресурсы, для села за последнее двадцатилетие в пять раз превысили рост цен на сельскохозяйственную продукцию. Вторая, что пропорции распределения экономического результата труда между участниками чаще всего складываются не в пользу товаропроизводителя.

В настоящей статье будем рассматривать вторую проблему. О существовании проблемы распределения доходов между участниками аграрного рынка мы можем наглядно узнать сопоставив сложившиеся пропорции в России с их пропорциями в странах имеющих более длительную историю рыночных отношений, а также с соседними странами.

Для изучения определили производство молока как продукта производимого во всех регионах страны, наиболее широко перерабатываемого и повсеместно реализуемого в большом ассортименте. При изучении пользовались данными научных исследований Литовского института аграрной экономики (отдел по изучению продуктового рынка), данными Евростата, Департамента Статистики Литовской Республики, Международного сравнения сети хозяйств(IFCN).

Наиболее обобщающим показателем распределения доходов между участниками является рыночная цена молока. В структуре цены выделяется доля сельского хозяйства, для переработки и торговли, а также доля государственного налога на добавленную стоимость (НДС). Однако не во всех изучаемых странах могли разделить переработку и торговлю. В некоторых странах функции переработки и оптовой торговли очень срослись. Поэтому эти данные проиллюстрируем только на примере тех стран, в которых велись специальные исследования. С целью сопоставимости стоимостных показателей. Национальные валюты пересчитаны в доллары США.

Как видно из приведенных данных, в России среди изучаемых стран наиболее высока розничная цена на молоко (1 табл.).

Уровень и структура розничных цен на молоко в 2007 г. (1 таблица)

o_1.jpg

Нужно обратить внимание, что в странах Европы, имеющих менее благоприятные погодные условия для производства молока, розничные цены выше, чем в России. Так в Норвегии она составила $186, в Швейцарии - $124 за 100кг молока. Закупочная цена на молоко в этих странах была в 1,6 раза выше, чем в России. Высокая розничная цена на молоко созвучна с общем уровнем экономики этих стран, с уровнем доходов их населения. К сожалению в адрес России такого обобщения сделать пока не можем.

Из изучаемых стран по уровню розничных цен на молоко к России ближе всего стоит Франция, Германия, Нидерланды (В России розничная цена на молоко на 13% выше, чем в упомянутых странах). Но уровень доходности населения этих стран в несколько раз выше, чем в России. Значит не сопоставимо.

Возникает вопрос – за счет каких факторов в России установилась на молоко такая высокая розничная цена, а может быть она не имеет материальной основы быть такого уровня?

Может быть закупочная цена на молоко в России завышена? Сразу ответим – нет. Закупочная цена на молоко в России в 2007 г. составила $38 за 100 кг натурального молока или 39% розничной цены. Закупочная цена на молоко в среднем по странам ЕС была $49 и составляла 55% розничной цены. Закупочная цена в Новой Зеландии, в стране идеальных условий производства молока в мире, была $44 за 100 кг молока. Ниже, чем в России закупочная цена на молоко была в Литве, на Украине, в Белоруссии. Но розничные цены на молоко в этих странах были также значительно ниже, чем в России. Они больше соответствовали уровню доходов населения этих стран. Во-вторых, на Украине и в Белоруссии продовольственный рынок в большей степени регулируется государством, чем в России. По нашим расчетам, закупочная цена на молоко в России может быть повышена на 15-20%, без изменения розничных цен на молочные продукты.

Определенную роль на уровень и структуру цены играет налог на добавленную стоимость (НДС). В странах СНГ и Восточной Европы НДС тариф на молоко составляет 15-20%, в странах Западной Европы – 5-7%, за исключением Дании, Финляндии, Испании. В США, Канаде, Австралии, Бразилии, Великобритании НДС на молочные продукты не применяется. В России тариф НДС на молоко установлен 10%. Было бы хорошо если бы он был отменен. Тогда можно было бы на эту долю или снизить розничную цену или повысить закупочную цену на молоко. Но если учтем уровень розничных цен на молоко без НДС, все равно в России она останется еще не реально высокой по отношению к экономики населения страны.

Несомненно, главным фактором формирования розничной цены на молоко является переработка и реализация. В России переработчики и торговля забирают 52% розничной цены, а если считать без НДС, то это составит 57% цены. На 100 кг молока тратится $52 на переработку и реализацию. Это на 11% больше, чем во Франции, которая по глубине переработки молока и экспорту молочных продуктов, особенно сыров, является мировым лидером. Россия на переработку и торговлю молока тратит в 1,5 раза больше средств, чем Германия и Нидерланды, в 2,2 раза больше, чем Польша и Украина, в 3,2 раза больше, чем Белоруссия. Доля переработчиков и торговли в розничной цене России за последние семь лет не изменилась. В то время как в Чехии, Польше, Белоруссии, на Украине она уменьшилась в пользу сельского хозяйства. Все это наводит нас на активный поиск путей снижения доли переработчиков и торговли в розничной цене молочной продукции.

Этот поиск нужно начать от разграничения в цене молока доли переработки от торговли и учета роли каждого из них. Расчеты такого разграничения проводились в Германии, Литве, на Украине. Структура розничной цены этих стран показывает, что доля переработчиков в цене колеблется незначительно, значительное отклонение дает доля торговли. Объясняется это тем, что, во-первых, торговля в цепи «поле - магазин» является замыкающим звеном. Она дает заказ производителю и переработчику – какой ассортимент и качество продукции требуется поставить на рынок, выступает от имени производителя и переработчика в конкурентной борьбе на продовольственном рынке. Значит, главным дирижером и финансовым регулятором в цепи производитель – переработка – реализация в молочной продукции является торговля. С учетом конечного экономического индикатора – уровня розничных цен на молочную продукцию торговец, как главный монополист торговой цепи, в состоянии изменять доли распределения доходов между участниками процесса «поле - магазин». Разумеется, торговля с успехом пользуется этой возможностью, и себя не обижает. Осуществляется это путем установления конечной цены товара на прилавке. Покупателя она держит в постоянном напряжении, цена в магазине всегда на пределе возможностей массового покупателя. Торговля для производителя и переработчика устанавливает не только цены, но и регулирует количество и качество поставляемой продукции.

Несомненно, производители и переработчики также ведут работу по маркетингу молочных продуктов. В этом плане они тесно взаимодействуют, часто идут на конфронтацию с торговлей. Однако почти во всех случаях победителем выходит последняя инстанция – торговля. Поэтому покупатель свои претензии по поводу уровня цен на молочные продукты, их качество предъявляет торговле.

Учитывая выше упомянутые обстоятельства, мы пришли к следующим выводам: доля сельского хозяйства в рыночной цене молока регулируется закупочной ценой, которая в регионе его закупок бывает одинаковой, а по стране мало различается; затраты переработчика молока и его доля в структуре розничной цены, даже по отдельным изучаемым странам, различается незначительно; НДС на молоко и молочные продукты едины по стране. Следовательно, согласно остаточному принципу, наиболее переменным в ценовой цепи молока является доля торговли.

Вернемся к российским пропорциям. Закупочная цена на молоко в России в 2007 году составила 39% или $38 в розничной цене. Переработка в зарубежных странах от 25% до 29% в цене. Считаем, что в России оно будет примерно 27%, что равно $26,7 за 100 кг молока. НДС - $9. таким образом, на долю торговли остается 25% или $24,7 на 100 кг молока. Для сравнения скажем, что доход торговли на Украине был $11,4, в Великобритании – $12, в Германии – $14, в Литве – $14 на 100 кг молока. Следовательно, в России доходы торговли от реализации 100 кг молока были в 1,7-1,8 раза выше, чем в упомянутых странах.

Можно сделать общий вывод, что в России в 2007 году ценовая цепь на молоко по отношению к среднему по странам ЕС была следующего уровня:

- закупочная цена на молоко была на 23% ниже;

- цена переработки молока в 1,4 раза выше;

- цена реализации молочных продуктов была в 1,6 раза выше;

- тариф НДС на молочные продукты в среднем был в 1,8 раза выше.

Таким образом, переработка и торговля молока в России получают повышенную экономическую выгоду по отношению к сельскому хозяйству. Справедливость нужно восстановить.

Приведенные нами расчеты отражают уровень и структуру цены, которая доходит до потребителя молочной продукции. Однако анализ экономики производства, переработки и реализации молока этим не заканчивается. На доходы и доходность молока по всей цепи «поле - магазин» влияют и другие экономические меры государства. Следовательно, посмотрим, как формируется и распределяется общая стоимость молока.

Во-первых, сельский производитель молока, кроме закупочной цены имеет дополнительные доходы за пределы цены. Например, в Литве как стране ЕС, в 2007 году за 100 кг реализованного в пределах квоты молока выплачено по $3,6 бюджетных средств. За луга, пастбища и корма, выращенные на посевных площадях, предназначенных для производства молока, выплачено по $5,6. общие прямые выплаты составили $9,2 на 100 кг молока. Таким образом, стоимость в сельском хозяйстве Литвы составила (31+9,2)$40,2 за 100 кг молока. С учетом этой корректировки определяется величина созданной в сельском хозяйстве добавочной стоимости молочного сектора.

Меры по стимулированию производства молока осуществляются в России, в основном, за счет бюджетных средств субъектов Федерации. По нашим расчетам, в среднем по стране приходится по $2 на 100 кг реализованного молока.

В свою очередь, переработчик переводит часть своих доходов по договоренности торговли за маркетинговые услуги и некоторые торговые скидки. В Литве в 2007 году по молоку они составили $6 на 100 кг молока. На эту сумму уменьшается стоимость доли переработчика и увеличивается торговли. Однако переработчики молока также получают бюджетную поддержку на экспортные поставки, на модернизацию производственного процесса, что идет на увеличение их стоимости.

С учетом указанных изменений стоимость молока по Литве стала на 20%, а по России на 5% выше розничной. При этом нужно учесть то важное обстоятельство, что они увеличили доходы участников циклов «поле- магазин», но не влияли на рост розничных цен молочных продуктов. Следовательно, бюджетная подднржка имеет целевую функцию – материально стимулировать производство и переработку молока и одновременно ограничивать рост его цен на прилавке.

Структура розничных цен и стоимости молока в России и Литве 2007 г. (2 таблица)

o_2.jpg

 
 
 
 
 
 
 
 
Известно, что молоко представляется потребителю в виде питьевого молока, масла, сметаны, творога, сыров в различном виде и т. д. Каждый молочный продукт требует различных затрат на его переработку и реализацию, каждого из них цена и стоимость имеет различную структуру. Исследования, проведенные в Литовском институте аграрной экономике показывают некоторые тенденции их изменения (3 табл.).

Структура стоимости молочных продуктов в Литве в 2007 г. (3 таблица)

o_3.jpg

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Из приведенных данных наблюдается тенденция, что доля сельского хозяйства в стоимости молочных продуктов увеличивается с увеличением глубины переработки этих продуктов так, если доля сельского хозяйства в стоимости 2,5% молока и творога составляет 23-30%, то в стоимости масла, ферментированных сыров и сметаны она составляет 39-43%. Соответственно доля торговли на молоко и творог составляет 26-27%, на сметану и сыры 17-19%. Доля переработки на отдельные продукты различается незначительно. За исключением доли на переработку творога.

Аналогичные результаты получены и в Финляндии. Там доля сельского хозяйства в розничной цене 2,5% молока составляет 33,4%, сыров типа Едем – 37,6%, масла – 52,1%. Соответственно доля переработки и торговли была 52,1, 47,9, 33,4%. При НДС на все виды молочных продуктов 14,5%.

В завершении предлагаем обратить внимание на роль концентрации производства молока на экономику этой отрасли. Изучаются различные по количеству коров группы хозяйств (4 табл.).

Экономика производства молока в хозяйствах различной величины Литовской Республики в 2007 году (4 таблица)

o_4.jpg

Представленный анализ не требует комментариев. Он явно свидетельствует в пользу крупных молочных хозяйств. Так, закупочная цена на молоко в хозяйствах пятой группы была в 1,3 раза выше, чем в первой группе. Достигнуто за счет более высокого качества молока и маркетинговой деятельности. Себестоимость молока в хозяйствах пятой группы была в 2,3 раза ниже, чем в первой. Достигнуто, в основном, за счет более высокой производительности труда. Оплата труда в хозяйствах пятой группы составляла 14%, а в хозяйствах первой группы 51% производственных затрат.

Значительную роль на прибыль (доходность) хозяйств играет бюджетная дотация государства. В расчете на одну корову составляла 912- 1608 литов или 12,5-33,9% к закупочной цене молока. Рентабельность производства молока за счет бюджетной дотации повышается особенно в мелких хозяйствах. Тут нужно пояснить, что убыточность хозяйств первой группы является довольно относительным. Дело в том, что согласно методик FADN в каждой группе хозяйств включается в производственные затраты оплата труда двух членов семьи в сумме 15600 литов (156 тыс. рублей) в год. Однако нужно учесть, что в хозяйствах до 20 коров наемные работники не используются. Обходятся собственными силами. Тем более в хозяйствах первой группы (4,7 коров в среднем). В этих хозяйствах два члена семьи не имеют полной трудовой нагрузки на производстве молока. Следовательно, после уточнения затрат труда в молочном производстве в сторону уменьшения, молоко в этой группе становиться рентабельным.

Надеемся, что изложенная в этой статье информация и размышления станет некоторым поводом постановки вопроса о необходимости повышения роли государственного регулирования рыночных отношений на продовольственном рынке в стране.


Источник: Болюс Пошкус, академик Россельхозакадемии специально для «Крестьянских ведомостей»