Даже в самые тяжелые времена люди экономят на всем кроме питания, поэтому относительно стабильное положение транснациональных агропромышленных компаний не стало неожиданностью для экономистов. Интересно другое – производство еды и спрос на нее в мире продолжают повышаться. Плюс к этому, смещаются традиционные центры производства многих товаров.
     О причинах такого непредсказуемого поведения сельского хозяйства поведал журнал «Экономист» (The Economist).

     «В то время как большая часть мировой экономики разваливается, спрос на товары падает, а фирмы, что производят и финансируют их, терпят крах, печально известный своей цикличностью мир сельского хозяйства держится удивительно хорошо», - поражается автор.

     Причина тому – непреодолимое желание людей есть даже при отсутствии денег.

     «В среднем потребление белка в Европе и США вряд ли сильно изменится, - продолжает журналист, - но сочетание роста доходов и населения в развивающихся странах могут повышать спрос более чем на 5% в год в течение нескольких лет».

     Причем, согласно мнению экспертов, люди, привыкшие есть больше белка, уже не изменят свою диету.

    Однако снабжать дополнительной белковой пищей богатеющих, но еще голодных жителей развивающихся стран становится все сложнее, потому что пахотных земель на нашей планете осталось мало, что, как пишет журналист The Economist, приведет к дальнейшему росту цен на продовольствие.

     Это хорошо понимают инвесторы, поэтому падение акций крупнейших компаний, связанных с сельским хозяйством, долго не продолжалось и сейчас они снова на взлете. Даже экспортные ограничения на такие товары как зерно, рис и удобрения не мешают агробизнесу быть прибыльным, заключает автор.

     На этом благоприятном фоне фермеры начинают заниматься новыми видами деятельности для своего региона.

     Так, в штате Мичиган, официальные власти возлагают большие надежды на индустрию выращивания клюквы, пишет местная газета «Детройт Ньюс» (The Detroit News). Чиновники надеются, что дополнительные площади под клюквой дадут экономике штата дополнительные $45 млн и создадут 500 рабочих мест.

     Как раз сейчас крупнейший производитель клюквы США ищет себе 6 тыс. акров земли для расширения производства, так как спрос на эту ягоду в стране и мире растет.

     В статье отмечается, что Мичигану стоит поторопиться, потому что желающих пополнить бюджет таким способом более чем достаточно.

    Полагаться на энтузиастов, пусть даже опытных фермеров, в таком бизнесе нельзя, так как он требует больших вложений для начала производства. Автор издания приводит данные, согласно которым для того, чтобы засадить клюквой один акр (0,4 га) нужно вложить $35 тыс.: придется воссоздавать условия болот, включая затопление перед октябрьским сбором урожая. В то же время цена на клюкву так высока, что ее выгодно выращивать даже при таких расходах.

     Но клюква все же не такое редкое явление, как осетр в южном полушарии. Положение решили исправить уругвайские фермеры, впервые в истории ставшие разводить осетра для получения черной икры с юга от экватора. Газета «Майами Геральд» (The Miami Herald) рассказала об этой осетровой ферме.

     Собственно, началось все с того, что российские ученые определили небольшой регион Уругвая (около города Baygorria) как одно из немногих мест на Земле, подходящих для разведения осетров. Об этом узнала семья фермеров из того самого подходящего района и решила рискнуть начать все с нуля.

    В 1995 году они привезли 300 тыс. оплодотворенных икринок из России и занялись новым для себя бизнесом. Сейчас их семейная компания Esturiones del Río Negro обладает от 250 тыс. до 300 тыс. осетров. На предприятии трудоустроено 40 работников, включая двух специалистов из России. В этом году фирма надеется получить 4 тонны черной икры.

     Самое большое преимущество уругвайской икры – цена. Согласно обзору рынка, проведенному газетой, унция (28,3 г) российской осетровой икры в США стоит $150 и выше, а то же мизерное количество иранской икры продается за $160. Икру из Уругвая можно приобрести за $70. Поэтому первая семья осетроводов в южном полушарии полна решимости довести производство до 10 тонн в год в течение ближайших лет.

     Кто знает, может вскоре Уругвай, известный своими пляжами и говядиной, будет ассоциироваться с черной икрой, а США - с клюкой.


Источник: Илья Дашковский AgroNews.ru