В первые месяцы кризиса большинство граждан, если и были готовы сократить траты, то на не самые значимые вещи. По прошествии времени стало понятно: кризис пришел практически в каждую семью. Россияне затягивают потуже пояса, начинают экономить на еде и на повседневных товарах и не ждут ничего хорошего в ближайшие месяцы, отмечает IFX.RU.
Черные анекдоты, которыми в первые месяцы кризиса баловались не потерявшие чувства юмора россияне, похоже, превращаются в быль. Люди начали активно экономить на еде, кризис докатился до обычных людей.
Кризис меняет потребительские привычки россиян. Если еще до нового года россияне, если и экономили, то, главным образом, на развлечениях и каких-либо не самых обязательных для них вещах, то теперь пришел черед урезать расходы на еду и повседневные траты. Большинство граждан признались, что в ходе кризиса пересмотрели свои потребительские предпочтения и стараются покупать более дешевые продукты и другие предметы первой необходимости. Как водится, самыми незащищенными здесь оказались наименее обеспеченные люди: среди них гораздо больше тех, кто вынужден экономить на еде и товарах повседневного спроса.
О переходе на приобретение более дешевых продуктов питания и предметов первой необходимости в январе сообщили 70% россиян, не изменили свои потребительские привычки немногим более четверти респондентов (27%). Об этом свидетельствуют результаты исследования социологов «Левада-Центра», которое проводилось в 128 населенных пунктах 46 регионов России.
«Переход на более дешевые продукты питания для большинства россиян - это отнюдь не отказ от излишеств и чрезмерностей, а урезание и так весьма скромного потребления», - отмечает Н. Бондаренко, научный сотрудник отдела изучения доходов и потребления «Левада-Центра».
Чаще всего о переходе на более дешевые продукты питания и предметы первой необходимости говорят наименее обеспеченные люди. К примеру, 43% респондентов из семей с низкими доходами вынуждены в последнее время отказываться от привычных покупок, тогда как в семьях с высокими достатком так поступали 13% опрошенных.
Жители небольших городов и сельской местности вынуждены экономить на еде больше, чем в более крупных городах. Так, в городах с числом жителей от 100 тысяч до 500 тысяч в вынужденной экономии признались 28% опрошенных, в маленьких городах, где проживают до 100 тысяч человек - 32%, а в сельской местности - 34% респондентов. Жители крупных городов (от 500 тысяч человек) сообщали об этом реже (20%).
Половина участников опроса (49%) сообщили социологам, что за последние 2-3 месяца в той или иной степени ухудшилось их повседневное потребление - питание, потребление предметов первой необходимости, лекарств, поездки на транспорте и т.п. Из них каждый десятый заявил о значительном ухудшении. Об улучшении говорили лишь 4% россиян.
«Среди тех, кто уже ощутил какие-либо ухудшения или ограничения в своем повседневном потреблении, ожидания весьма пессимистичны и в отношении ближайших месяцев», - указывает Н.Бондаренко. По ее данным, особенно такие настроения характерны среди тех, кто в последние 2-3 месяца уже столкнулся со значительным ухудшением повседневного потребления: они ожидают в ближайшее время дальнейшего «значительного ухудшения» (56%) или «некоторого ухудшения» (24%).
После нового года настроения россиян весьма резко ухудшились, и об этом свидетельствуют результаты большинства проводящихся сейчас опросов. Все праздники, которые создавали позитивный настрой, закончились, и люди, наконец, начали осознавать, что кризис пришел к нам всерьез и надолго. К этому еще добавляется негативная информация, поток которой выливается на людей из СМИ, а также мрачные прогнозы правительства, все это вкупе говорит о том, что в ближайшее время просвета ждать не стоит. Антикризисные психологи советуют искать успокоения и хороших эмоций в общении с родными и близкими.
Кризис меняет потребительские привычки россиян. Если еще до нового года россияне, если и экономили, то, главным образом, на развлечениях и каких-либо не самых обязательных для них вещах, то теперь пришел черед урезать расходы на еду и повседневные траты. Большинство граждан признались, что в ходе кризиса пересмотрели свои потребительские предпочтения и стараются покупать более дешевые продукты и другие предметы первой необходимости. Как водится, самыми незащищенными здесь оказались наименее обеспеченные люди: среди них гораздо больше тех, кто вынужден экономить на еде и товарах повседневного спроса.
О переходе на приобретение более дешевых продуктов питания и предметов первой необходимости в январе сообщили 70% россиян, не изменили свои потребительские привычки немногим более четверти респондентов (27%). Об этом свидетельствуют результаты исследования социологов «Левада-Центра», которое проводилось в 128 населенных пунктах 46 регионов России.
«Переход на более дешевые продукты питания для большинства россиян - это отнюдь не отказ от излишеств и чрезмерностей, а урезание и так весьма скромного потребления», - отмечает Н. Бондаренко, научный сотрудник отдела изучения доходов и потребления «Левада-Центра».
Чаще всего о переходе на более дешевые продукты питания и предметы первой необходимости говорят наименее обеспеченные люди. К примеру, 43% респондентов из семей с низкими доходами вынуждены в последнее время отказываться от привычных покупок, тогда как в семьях с высокими достатком так поступали 13% опрошенных.
Жители небольших городов и сельской местности вынуждены экономить на еде больше, чем в более крупных городах. Так, в городах с числом жителей от 100 тысяч до 500 тысяч в вынужденной экономии признались 28% опрошенных, в маленьких городах, где проживают до 100 тысяч человек - 32%, а в сельской местности - 34% респондентов. Жители крупных городов (от 500 тысяч человек) сообщали об этом реже (20%).
Половина участников опроса (49%) сообщили социологам, что за последние 2-3 месяца в той или иной степени ухудшилось их повседневное потребление - питание, потребление предметов первой необходимости, лекарств, поездки на транспорте и т.п. Из них каждый десятый заявил о значительном ухудшении. Об улучшении говорили лишь 4% россиян.
«Среди тех, кто уже ощутил какие-либо ухудшения или ограничения в своем повседневном потреблении, ожидания весьма пессимистичны и в отношении ближайших месяцев», - указывает Н.Бондаренко. По ее данным, особенно такие настроения характерны среди тех, кто в последние 2-3 месяца уже столкнулся со значительным ухудшением повседневного потребления: они ожидают в ближайшее время дальнейшего «значительного ухудшения» (56%) или «некоторого ухудшения» (24%).
После нового года настроения россиян весьма резко ухудшились, и об этом свидетельствуют результаты большинства проводящихся сейчас опросов. Все праздники, которые создавали позитивный настрой, закончились, и люди, наконец, начали осознавать, что кризис пришел к нам всерьез и надолго. К этому еще добавляется негативная информация, поток которой выливается на людей из СМИ, а также мрачные прогнозы правительства, все это вкупе говорит о том, что в ближайшее время просвета ждать не стоит. Антикризисные психологи советуют искать успокоения и хороших эмоций в общении с родными и близкими.
Источник: Агентство АгроФакт