Предусмотренный размер дотаций на прошлый год в размере 200 млн грн. летом был уменьшен наполовину - средства направили на ликвидацию последствий стихийного бедствия в Западной Украине. В нынешнем году дотаций не будет вообще, пишут «Экономические известия».
«Поскольку программа удешевления страховых премий использовалась неактивно, в конце года размер выделенных из бюджета денег уменьшили еще на 13 млн. Но из оставшихся 87 млн выплачено производителям было только 60,8 млн грн. Остальное - долг государства. Мы надеемся, что он будет погашен по мере наполнения бюджета. На 2009 г. средства для удешевления премий не предусмотрены в связи с финансовым кризисом. Если бюджет будет хорошо наполняться, то не исключено, что во втором полугодии будут внесены изменения в бюджет и средства на эти субсидии появятся»,- заявил начальник отдела страхования и кредитования департамента финансов Минагрополитики А. Полещук.
По предварительным результатам прошлого года, страховые компании собрали около 140 млн грн. страховых премий по программам агрострахования. Тем не менее страховщики отмечают, что уже в конце года, когда аграрии страхуют посевы озимых, интерес к страхованию у большинства предприятий исчез. Причиной тому - финансовый кризис, остановка кредитования и проблемы с реализацией урожая 2008 г.
«Мы заметили сокращение количества предприятий, желающих застраховать посевы приблизительно на 50%. И хотя в прошлом году в бюджете были предусмотрены субсидии, но фактически компенсации не проводились, потому что на местах аграриям объясняли, что из бюджета деньги не дошли. А субсидия до сих пор является ведущим фактором страхования, и если предприятие знает, что ему вряд ли смогут компенсировать эти затраты, оно подумает, стоит ли в условиях острой нехватки денег страховаться»,- говорит зампредседателя правления «Украинской пожарно-страховой компании» С. Бондаренко.
В 2009 г. МинАП планирует вместе с «Проектом по развитию агрострахования» Международной финансовой корпорации разработать единый договор страхования сельхозрисков, который будет обязателен для всех страховщиков по программе субсидированного страхования. Также планируется унифицировать подход к осмотру земель и оценке убытка.
Эти меры позволят минимизировать возможности злоупотребления со стороны страховщиков, считает господин Полещук: «Сегодня застрахованы всего 6-8% посевных площадей. Проблема в том, что аграрии не доверяют страховщикам, так как некоторые компании просто не выплачивают застрахованному возмещение, предусматривая в договоре различные оговорки. Благодаря единому полису такая практика будет прекращена».
Согласен с ним и независимый эксперт по агрострахованию Р. Шинкаренко. «Сама по себе программа субсидирования в нынешнем виде не может помочь развитию аграрного страхования. Необходимо, чтобы агропредприятие знало, что в какой бы компании они не приобрели полис, он будет одинаковым и оценка ущерба будет проводиться одинаково. Что касается субсидии, то процесс ее получения бюрократизирован. Субсидию получают в районах и, как правило, крупнейшие предприятия или те, кто имеет личные связи в райгосадминистрациях. Необходимо внести изменения, чтобы не аграрий получал компенсацию у государства, а страховщик, в то время как страхователь платил бы свои 50% стоимости полиса»,- предлагает он.
Страховщики согласны с предложением ввести единый полис, но отмечают, что государство сейчас закрывает глаза на оговорки в полисах страхования, хотя типовой договор страхования сельхозрисков существует и сейчас. «Сейчас у всех страховщиков приблизительно одинаковый договор, но у каждой компании он имеет некоторые особенности. Даже сейчас для проведения субсидии госадминистрации сравнивают договор, по которому были застрахованы посевы с типовой формой, утвержденной Минагрополитики. И если они станут сильно отличаться, субсидия выплачена не будет. Я допускаю, что злоупотребления со стороны СК могут быть. Но решение о субсидии принимает государство, и если по таким договорам ее выплачивают, значит, ответственность лежит и на государстве»,- говорит С. Бондаренко.
По предварительным результатам прошлого года, страховые компании собрали около 140 млн грн. страховых премий по программам агрострахования. Тем не менее страховщики отмечают, что уже в конце года, когда аграрии страхуют посевы озимых, интерес к страхованию у большинства предприятий исчез. Причиной тому - финансовый кризис, остановка кредитования и проблемы с реализацией урожая 2008 г.
«Мы заметили сокращение количества предприятий, желающих застраховать посевы приблизительно на 50%. И хотя в прошлом году в бюджете были предусмотрены субсидии, но фактически компенсации не проводились, потому что на местах аграриям объясняли, что из бюджета деньги не дошли. А субсидия до сих пор является ведущим фактором страхования, и если предприятие знает, что ему вряд ли смогут компенсировать эти затраты, оно подумает, стоит ли в условиях острой нехватки денег страховаться»,- говорит зампредседателя правления «Украинской пожарно-страховой компании» С. Бондаренко.
В 2009 г. МинАП планирует вместе с «Проектом по развитию агрострахования» Международной финансовой корпорации разработать единый договор страхования сельхозрисков, который будет обязателен для всех страховщиков по программе субсидированного страхования. Также планируется унифицировать подход к осмотру земель и оценке убытка.
Эти меры позволят минимизировать возможности злоупотребления со стороны страховщиков, считает господин Полещук: «Сегодня застрахованы всего 6-8% посевных площадей. Проблема в том, что аграрии не доверяют страховщикам, так как некоторые компании просто не выплачивают застрахованному возмещение, предусматривая в договоре различные оговорки. Благодаря единому полису такая практика будет прекращена».
Согласен с ним и независимый эксперт по агрострахованию Р. Шинкаренко. «Сама по себе программа субсидирования в нынешнем виде не может помочь развитию аграрного страхования. Необходимо, чтобы агропредприятие знало, что в какой бы компании они не приобрели полис, он будет одинаковым и оценка ущерба будет проводиться одинаково. Что касается субсидии, то процесс ее получения бюрократизирован. Субсидию получают в районах и, как правило, крупнейшие предприятия или те, кто имеет личные связи в райгосадминистрациях. Необходимо внести изменения, чтобы не аграрий получал компенсацию у государства, а страховщик, в то время как страхователь платил бы свои 50% стоимости полиса»,- предлагает он.
Страховщики согласны с предложением ввести единый полис, но отмечают, что государство сейчас закрывает глаза на оговорки в полисах страхования, хотя типовой договор страхования сельхозрисков существует и сейчас. «Сейчас у всех страховщиков приблизительно одинаковый договор, но у каждой компании он имеет некоторые особенности. Даже сейчас для проведения субсидии госадминистрации сравнивают договор, по которому были застрахованы посевы с типовой формой, утвержденной Минагрополитики. И если они станут сильно отличаться, субсидия выплачена не будет. Я допускаю, что злоупотребления со стороны СК могут быть. Но решение о субсидии принимает государство, и если по таким договорам ее выплачивают, значит, ответственность лежит и на государстве»,- говорит С. Бондаренко.
Источник: Агентство АгроФакт