Не успел вице-премьер Алексей Кудрин предложить ограничить рост тарифов госмонополий на 10—15% от запланированных, как президент «Российских железных дорог» (РЖД) Владимир Якунин сообщил об официальном повышении тарифа на грузовые перевозки с 1 января 2009 года не на 14% (как было запланировано еще в мае), а на 8%. Эксперты считают, что данное решение не исключает возможности дальнейшего увеличения тарифа в течение года, если экономика пойдет в рост.
Вчера президент РЖД Владимир Якунин рассказал журналистам, что вместо 14-процентного роста тарифа на грузовые железнодорожные перевозки монополии разрешено увеличить его только на 8%. При этом компания получит тот объем денежных средств, на который рассчитывала при запланированной индексации в 14%: недостающие 50 млрд руб. РЖД компенсирует государство. Как пояснили РБК daily в самой монополии, инициатива удержания роста тарифа принадлежала правительству. «Наши цены за последние годы росли медленнее всего: цены на топливо увеличились в 450 раз, на продукцию черной металлургии — в 219 раз, а цены РЖД — лишь в 80 раз», — отметили в монополии. Кроме этого в РЖД акцентируют внимание на том, что полученные деньги компания расходует на развитие железнодорожной инфраструктуры, без которой «никто никуда не поедет».
Эксперты отмечают, что установление меньшего роста тарифа подвигнет частных перевозчиков также умерить аппетиты при индексации вагонной составляющей в стоимости перевозки грузов. Так, Наталья Сорокина из «Уралсиба» отмечает, что решение о росте на 8% — это составляющая попытки контроля со стороны государства над инфляцией. Первая грузовая компания уже завила о том, что в первом квартале 2009 года не будет повышать свою составляющую в тарифе. В группе FESCO пока не приняли решения по этому вопросу, отметив, что само по себе сдерживание роста тарифов не гарантирует увеличения объемов перевозок. Для этого необходим комплекс мер по выводу внутреннего промышленного производства из кризисного состояния. «Очевидно одно: такой вид бремени грузоотправителя, как транспортные затраты, снизится, и это позволит компаниям реального сектора экономики быстрее оправиться», — полагают в FESCO. При этом сами представители реального сектора экономики называют любое движение в сторону меньшего увеличения тарифа позитивным. В частности, в группе «Мечел» назвали решение РЖД «своевременным и целесообразным в текущей ситуации».
К слову, в конце прошлой недели глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина говорила о том, что правительство рассматривает варианты гибкого повышения тарифа на услуги естественных монополий, например раз в квартал. Так что не исключен и такой вариант, при котором тариф на грузовые перевозки РЖД в течение следующего года будет еще раз индексирован.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов указывает, что в условиях снижения объема перевозок вариант с меньшим повышением тарифа и компенсацией со стороны государства более предпочтителен для РЖД. «При росте на 14% монополия могла не получить тех денег, на которые рассчитывала. А так можно рассчитывать, что и объем перевозок сократится не столь значительно, и живые деньги от государства придут», — говорит эксперт.
Эксперты отмечают, что установление меньшего роста тарифа подвигнет частных перевозчиков также умерить аппетиты при индексации вагонной составляющей в стоимости перевозки грузов. Так, Наталья Сорокина из «Уралсиба» отмечает, что решение о росте на 8% — это составляющая попытки контроля со стороны государства над инфляцией. Первая грузовая компания уже завила о том, что в первом квартале 2009 года не будет повышать свою составляющую в тарифе. В группе FESCO пока не приняли решения по этому вопросу, отметив, что само по себе сдерживание роста тарифов не гарантирует увеличения объемов перевозок. Для этого необходим комплекс мер по выводу внутреннего промышленного производства из кризисного состояния. «Очевидно одно: такой вид бремени грузоотправителя, как транспортные затраты, снизится, и это позволит компаниям реального сектора экономики быстрее оправиться», — полагают в FESCO. При этом сами представители реального сектора экономики называют любое движение в сторону меньшего увеличения тарифа позитивным. В частности, в группе «Мечел» назвали решение РЖД «своевременным и целесообразным в текущей ситуации».
К слову, в конце прошлой недели глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина говорила о том, что правительство рассматривает варианты гибкого повышения тарифа на услуги естественных монополий, например раз в квартал. Так что не исключен и такой вариант, при котором тариф на грузовые перевозки РЖД в течение следующего года будет еще раз индексирован.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов указывает, что в условиях снижения объема перевозок вариант с меньшим повышением тарифа и компенсацией со стороны государства более предпочтителен для РЖД. «При росте на 14% монополия могла не получить тех денег, на которые рассчитывала. А так можно рассчитывать, что и объем перевозок сократится не столь значительно, и живые деньги от государства придут», — говорит эксперт.
Источник: РБК daily