На днях в краевом министерстве сельского хозяйства состоялось совещание, посвященное выработке мер, которые позволили бы АПК Ставрополья менее болезненно пережить последствия мирового финансового кризиса.
В субботу в краевом министерстве сельского хозяйства состоялось совещание, посвященное выработке мер, которые позволили бы АПК Ставрополья менее болезненно пережить последствия мирового финансового кризиса.
Сложившуюся ситуацию вкратце обрисовал министр сельского хозяйства края А. Манаков. По его словам, еще до того как словосочетание «мировой финансовый кризис» вошло в повседневный обиход, ставропольский АПК начали подрывать следующие факторы: диспаритет цен на сельхозпродукцию и остальные товары, в частности, ГСМ; трудности с реализацией полученного в нынешнем году рекордного урожая зерновых, а именно — низкие закупочные цены. Чуть позже на эти сами по себе малоприятные явления наложились финансовая «лихорадка» и общая экономическая нестабильность, что поставило крестьян в крайне тяжелые условия: абсолютное большинство банков приостановило кредитные и лизинговые программы, за счет которых в последние годы, по сути, и жило сельское хозяйство. Когда стало очевидно, что с таким «букетом» отрицательных макроэконономических факторов региону в одиночку не справиться, краевое руководство попросило помощи у федерального центра. Согласие было получено. В частности, как уже сообщала «СП», после встречи с губернатором края В. Гаевским премьер-министр РФ В. Путин распорядился о закупке миллиона тонн ставропольского зерна государством по фиксированной цене в 5,5 тысячи рублей за тонну, а также выделении внушительного объема средств Россельхозбанку и Сбербанку для поддержания нормального уровня кредитования сельхозтоваропроизводителей.
Однако следует признать, что реальных улучшений пока не произошло. Зерновые интервенции идут довольно вяло, в том числе из-за проблем с размещением зерна на элеваторах, которые фактически заполнены чуть более чем на 60 процентов, однако квоты по объемам предназначенного для участия в биржевых торгах зерна практически везде уже выбраны. В этих условиях многие хозяйства вынуждены везти урожай не на ближайшее зернохранилище, как подсказывают логика и экономическая целесообразность, а в другие районы края, туда, где есть место на элеваторах. При этом транспортные расходы, естественно, съедают часть потенциальной прибыли.
Зерновые трейдеры, деятельность которых в прошлые годы у многих вызывала нарекания, вплоть до того, что в 2007 году пришлось ограничивать экспорт урожая, в нынешнем никак не способствуют активизации рынка. Причина, по мнению председателя комитета ГДСК по аграрным вопросам А. Шиянова, в искусственно созданной проблеме нехватки железнодорожных вагонов. Мало того что большинство их просто отогнали в Москву, так еще цену на перевозку зерна повысили на четверть. Неудивительно, что трейдеры отказались работать на Ставрополье и начали активно осваивать краснодарские и ростовские просторы.
Что касается поддержки АПК банками, на которые их нацелило федеральное правительство, то, по словам самих крестьян, те не особенно охотно идут на пролонгацию существующих кредитов и выдачу новых. В ответ на эти претензии представители Северо-Кавказского банка Сбербанка РФ и Россельхозбанка объяснили, что это «затишье» было обусловлено необходимостью «осмотреться» и выработать дальнейшую стратегию собственного развития. Однако теперь кредитование сельхозпредприятий возобновлено, вопросы о пролонгации решаются в рабочем порядке.
Отдельно поднимался вопрос по тарифам на энергоносители. Аграриев интересовало, почему, к примеру, за электричество они должны платить по максимальной ставке да еще и авансом. Плюс недавно принятое повышение МРОТ: откуда брать на это деньги и как сохранить разумные пропорции между зарплатой, скажем, уборщицы в колхозе и механизатора? К слову, общее недовольство вызвала и политика федерального Минсельхоза. Может быть, пора прекратить хвалиться высокими урожаями, если мы даже продать их толком не можем? — спрашивали аграрии чиновников. Пора уже от славословий переходить к решению насущных проблем АПК. Ведь село пустует, народ продолжает бежать в города: в Степновский район с начала года не вернулся ни один выпускник вуза. Люди все больше привыкают к иждивенчеству: многим легче оформиться безработным и получать мизерное пособие, чем устроиться на работу. А тем временем предприятиям все сложнее найти толкового сварщика или токаря.
Проблем действительно много, ситуация сложная, согласился со всеми доводами первый заместитель председателя ПСК Ю. Белый. Со своей стороны, краевое правительство будет помогать крестьянству, однако надеяться только на него нельзя. Тем более что краевой бюджет в ближайшее время будет пересматриваться. Придется затягивать пояса и учиться выживать. На то, что удастся придержать зерно и продать его позже по более высоким ценам, рассчитывать не стоит. Во всем мире цены на сельхозпродукцию падают. Нужно воспользоваться возможностями, которые открылись в результате все того же кризиса и карантина. «Спасательным кругом» может стать животноводство, и особенно свиноводство. В условиях сокращения поголовья из-за вспышки африканской чумы свинина в ближайшее время может стать «золотой».
Источник: Ставропольская правда