Приятно, когда чиновники признают свои ошибки и пытаются их исправить.
На совместном заседании Комиссии Общественной палаты по экономическому развитию и поддержке предпринимательства и Научно-экспертного совета при Комитете Государственной Думы по аграрным вопросам именно это и произошло. Оказалось, что в многочисленных экономических стратегиях не предусмотрено управление продовольственным балансом страны.

Сейчас продовольственный баланс в России складывается стихийно. Из-за этого происходят сильные колебания цен. Попытки государства выровнять скачки через госзакупки, механизмы стимулирования, квотирования импорта, интервенций и другие доступные методы пока не дали желанных результатов. Не помогло и более тесное сотрудничество с отраслевыми союзами; в настоящее время они только участвуют в подготовке законов и распространяют современные технологии.

Что же предлагали представители бизнеса, ученые и сами законодатели?

Чаще всего звучали предложения по поддержке экспортеров и, что немаловажно, зарубежных импортеров нашего продовольствия. По словам специалистов, программы помощи импортеров уже длительное время действуют в США. Председатель Научно-экспертного совета при Комитете Государственной Думы Александр Фомин был одним из тех, кто выступил за это.

В то же время, генеральный директор «Совэкон» Андрей Сизов считает, что экспорт - это не цель, а всего лишь средство зарабатывания денег для производителя: «Цель любого государства - это сильный отечественный производитель».

Что касается вопроса предмета экспорта - сырье (зерно) или готовый продукт (мука), то сама постановка его неверна, считает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. Он привел такие данные: мировой рынок зерна оценивается в 120 млн тонн, а муки - всего 12 млн тонн. То есть пробиться на рынок муки очень сложно, решение этой задачи потребует времени. Так что России не имеет смысла резко менять выбранный предмет экспорта.

Как отметил А. Корбут, потребление зерна в мире будет сокращаться, поэтому экспортировать его будет все сложнее. Выход в том, чтобы производить только зерно высокого качества, которое востребовано на мировом рынке.

Главным недостатком отечественной системы протекционизма остается неповоротливое таможенно-тарифное регулирование. Представители агробизнеса подчеркнули, что эта мера может быть действенной, только если принимается оперативно. К примеру, так, как поступают в ЕС. У нас же этот инструмент находится в руках Минэкономразвития, хотя экспертов, понимающих в таком специфическом вопросе там нет. Все выступавшие сошлись во мнении, что таможенное регулирование должно перейти в руки Минсельхоза.

Председатель Научно-экспертного совета при Комитете Государственной Думы Александр Фомин признал, что неоперативная работа чиновников разбалансирует рынок. Однако вопрос передачи полномочий регулирования решается на уровне министерств, поэтому законодатели исправить ситуацию не в силах.

Спор вокруг сроков, на которые должны выдавать кредиты на АПК, ведется уже давно. А. Фомин высказал мнение, что кредит должен выдаваться на срок до 15 лет, а не до 8, как сейчас. Его поддержали и представители агробизнеса, например, председатель правления Национального Союза производителей молока, президент группы компаний «Русские фермы» Андрей Даниленко который считает, что конкретно в молочном животноводстве меньше чем пятнадцатилетние кредиты брать нельзя. Но, к сожалению, такой срок слишком накладен для банков.

Советник Председателя Правления ОАО «Россельхозбанк» Александр Беляков не отрицал целесообразность таких сроков кредитов, но скептически отнесся к возможности предоставления подобных займов. При этом интересно, что по его данным, самым надежным заемщиком оказались мелкие хозяйства. Это должно повысить доверие банков к таким клиентам.

Но в условиях кризиса выдача кредитов - рискованное занятие, к тому же даже Россельхозбанк не имеет возможности удовлетворить спрос: «Мы отдаем 1 млрд руб в день при потребности в 4-5 млрд», - пожаловался А. Беляков.

Он выразил серьезные претензии аграрников к проекту закона о торговле. Ни для кого не секрет, что торговые сети диктуют условия производителям и часто из-за этого хозяйства испытывают финансовые трудности.

«Начинать поднимать АПК надо не с сельского хозяйства, а с продвижения продукции, то есть с торговли, - сказал А. Беляков. - Даже в такой архикапиталистической стране как США первым деньги за продукцию получает фермер. По закону США розница покупает товар у оптовика только за деньги. Консигнация запрещена законом».

Участники дискуссии не обошли и такую проблему как торговые наценки. Тот же А. Беляков особо отметил, что в США разница в цене от производителя до покупателя - 5-10%.У нас же она иногда исчисляется в 100%. «Мы создали самую гипертрофированную систему продвижения товара в мире», - подчеркнул А. Беляков.

Более того, в новом проекте закона о торговле ничего про консигнацию и накрутки цен не сказано, значит, ожидать улучшения ситуации крестьянам не приходится.

«С сельским хозяйством нельзя играть. А у нас нет ни стратегии, ни государственного регулирования. Я не говорю, что надо вернуться в социализм, но конкуренцию надо создавать», - заключил А. Беляков.

Хотя тема совместного заседания была «Продовольственный баланс и экспортный потенциал России: текущая ситуация и прогноз развития», выступающие не смогли удержаться и говорили в основном о кризисе.

Эта тема сейчас волнует всех гораздо больше. И вот почему. Когда в 1998 году случился дефолт, инвесторы, впервые за время существования РФ, потянулись в сельское хозяйство, и начался рост производства в АПК. Но уже в 2002 году интерес к АПК остыл, и заманить деньги в отрасль стало сложно.

Теперь же есть шанс, что бизнес снова придет в сельское хозяйство. Только на этот раз ставки поднялись, отметили законодатели. Многие выступавшие считают, что в условиях продовольственного кризиса Россия сможет занять новые для себя ниши. Причем, как сказал председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Валентин Денисов, в мире нас сейчас воспринимают не как конкурента, а как страну, способную восполнить нехватку продовольствия.

То есть ситуация для отечественного АПК сложилась благоприятная. В то же время, А. Даниленко напомнил собравшимся, что вкладываться в АПК станут только тогда, когда это будет выгодно, поэтому только административные меры здесь не помогут. А. Беляков добавил, что не пойдут в сельское хозяйство и до тех пор, пока не будут уверены, что не будет переделов земли: с 1 января 2010 года права собственности на землю должны быть оформлены согласно требованиям закона, а тех, кто не успел, могут лишить собственности. Это, несомненно, отпугивает потенциальных вкладчиков.

Возможно, именно сейчас самый удачный момент, чтобы попытаться слезть с «нефтяной иглы» и сильный АПК может в этом помочь. Только надо помочь и ему.


Источник: Илья Дашковский «Крестьянские ведомости»