Ассоциация компаний розничной торговли и Союз независимых сетей разработали положение, по которому производители сельхозтоваров могут поставлять свою продукцию крупным ритейлерам без уплаты так называемого «входного бонуса» Ассоциация компаний розничной торговли и Союз независимых сетей разработали положение, по которому производители сельхозтоваров могут поставлять свою продукцию крупным ритейлерам без уплаты так называемого «входного бонуса», отмечает ПРАЙМ-ТАСС.

Жесткая борьба за место на полке. Крупные сетевые ритейлеры давно практикуют поборы с поставщиков за вход в свои магазины. Разновидностей входных билетов - нескольких десятков. Стоимость зависит от вкуса продукта, его цвета и даже запаха. При большом разнообразии одинакового товара разных производителей, бренды вынуждены выкупать для себя самые выгодные места в торговом зале. Платить приходится за каждое наименование товара и за каждый магазин в сети, сказал в интервью Business FM генеральный директор компании «Ставропольский бройлер» Д. Авельцов: «Все сети и крупные супермаркеты, как Москвы, так и региональных рынков взимают как плату за вход, так плату за поддержание существующих продуктов, так и плату за ввод новых ассортиментных позиций. Скажем так, от пол процента до двух процентов с оборота может составлять плата за поддержание продуктов в сети».

Бонусный прайс сетевиков - информация закрытая. По неофициальным данным, каждая единица товара в одном магазине стоит около $300, за ввод нового бренда производитель вынужден платить от $80 тыс., в зависимости от категории товара. Сами ритейлеры считают систему оплаченного входа в супермаркет - нормальной рыночной мерой. Бонусные отчисления негласно приравнены к другим обязательным требованиям, таким как качество товара и стабильность поставок. Такие жесткие правила являются преградой для мелких производителей сельхозпродукции. Официальный представитель сети супермаркетов «Азбука вкуса» А. Голубков говорит, что фермерские хозяйства сами не хотят работать с крупными торговыми сетями: «Самая большая проблема - это работа по сертификации, которая трудоемкая работа - раз. Второе - все-таки не всякий фермер за нее возьмется. Им проще привезти сразу эту продукцию, отдать какому-то оптовому покупателю и эту головную боль с себя снять».

Документ, который разработали Ассоциация компаний розничной торговли и Союз независимых сетей, направлен на защиту только небрендированной продукции. То есть петрушку и морковь с огорода какой-нибудь тети Нюры ритейлеры должны закупать напрямую, без посредников. Но вряд ли эта схема будет работать, считает консультант компании Pynes & Moerner А. Мурзов: «Конкуренция со стороны поставщиков за правильное место, она достигла, конечно, абсурда. Но, у меня есть большие сомнения, что весь этот механизм будет реализован правильно. Я думаю, что наши люди, которые будут стоять как провайдеры, в этих отношениях, но не все так будет хорошо. Появятся свои некие извращенные формы откатов, ретро-бонусов и, в общем, весь это наш российский механизм».

В прошлом году бонусной пропускной системой торговых сетей заинтересовалась ФАС. Дело возбуждали в Красноярске, но оно сошло на нет. Даже если «плату за полку» запретят законодательно, легче поставщикам от этого не станет. Основным конкурентным критерием станет цена поставки. Чтобы попасть в сеть, производители вынуждены будут снижать свою маржу.


Источник: Агентство АгроФакт