Мировой финансовый кризис не обошел стороной и Россию. Пока его последствия в нашей стране не такие драматичные как на Западе. Мировой финансовый кризис не обошел стороной и Россию. Пока его последствия в нашей стране не такие драматичные как на Западе. Вместе с тем предстоит еще многое сделать, чтобы наша страна сохранила за собой роль относительно «тихой гавани» в мировом море финансового коллапса. И одним из надежных заливов в этой гавани должно стать отечественное птицеводство.

Как сводки с фронта средства массовой информации передают в наши дни сообщения о все новых и новых печальных последствиях продолжающегося мирового финансового кризиса. Давшая старт этому процессу и вместе с тем самая мощная экономика в мире – североамериканская, по мнению многих экспертов, находится на грани спада. А если в США наступит рецессия, то она будет самой серьезной за последние 20 лет. Начавшись на ипотечном рынке, кризис затронул за океаном рынок труда, промышленность, сферу услуг.

Аналитики рынка напоминают, что в США два предыдущих спада экономики были отмечены в 1990-1991 годах и в 2001 году. И каждая из них длилась по восемь месяцев. В середине 1970-х и начале 1990-х годов подобный спад экономики продолжался вдвое больше.

Поскольку российская экономика сейчас тесно связана с мировой, нам надо готовиться к самым разным сценариям развития. Правда, большинство отечественных аналитиков пока что не склонны драматизировать ближайшие экономические перспективы в стране. Основаниями для этого считаются внушительные финансовые накопления на базе доходов от экспорта нефти и другого сырья, а также предпринятые за последнее время правительством шаги по поддержанию банковского сектора и запутавшихся в долгах крупных компаний.

Российские власти намерены принять дополнительные меры помощи экономике в условиях мирового финансового кризиса, в первую очередь по поддержке реального сектора. Говорится, в частности о том, чтобы в сельском хозяйстве предотвратить возможные проблемы поможет государство через Россельхозбанк и «Росагролизинг», будет расширено субсидирование процентных ставок для животноводства, обещана поддержка тех, кто создает крупные перерабатывающие предприятия.

Как недавно заявил Президент Дмитрий Медведев, Россия может и должна избежать тяжелого круговорота кризиса. Для этого власти сконцентрируют свои усилия на поддержке шести секторов экономики: в их числе помимо прочих названо и сельское хозяйство. По мнению главы государства, кризис предоставит шанс оздоровить экономику страны; энергоэффективность и производительность труда могут подняться до уровня, который позволит конкурировать с наиболее успешными зарубежными компаниями. «Государство поддержит и создание эффективных рабочих мест, и налоговое стимулирование инноваций, и переподготовку кадров», - отметил он.

Однако полностью защитить экономику от последствий мирового финансового кризиса не удастся, считают серьезные экономисты. Придется столкнуться с ростом инфляции, спадом производства. Не исключено сокращение персонала в таких отраслях, как строительство, торговля и бытовые услуги, банковский сектор. Это, в свою очередь, может коснуться и доходов людей, заставив их изменить структуру расходов, в том числе на питание, а значит, побудит и агробизнес вносить коррективы в отраслевую структуру производства.

Эксперты считают, что в складывающихся условиях на продовольственном рынке особенно возрастает роль птицеводства. Отрасль способна предложить более высококачественные и относительно доступные для большинства населения белковые продукты. Мясо птицы - это очень хорошая пища для людей любого возраста, начиная с ребенка и заканчивая бабушкой. Это быстро усваиваемый продукт, хорошего качества – при должном контроле, разумеется. Это белое мясо, с которым не надо мучиться. Без холестерина, без таких элементов, которые бы отрицательно влияли на организм.

Если говорить об экологической стороне дела, то птицеводство на фоне даже такой скороспелой мясной отрасли как свиноводство несет меньше издержек и проблем. Чтобы создать свиноферму, необходимы очистные сооружения, которые иногда стоят больше, чем несколько корпусов для животных. С точки зрения окупаемости кормов продукцией, у птицеводства также большие преимущества: даже в идеальных условиях содержания на килограмм привеса свиней требуется затратить фуража раза в два больше, чем на килограмм привеса птицы. По крупному рогатому скота разница еще рельефнее. Наконец – для раскрутки отрасли в птицеводстве требуется намного меньше времени, чем в свиноводстве и тем более скотоводстве.

Так что, думается, сейчас, когда поддержанные государством банки стоят перед выбором, куда направить доставшиеся им миллиарды, именно птицеводство могло бы стать таким приоритетом. К сожалению, пока что многие российские кредитные учреждения, следуя печальной практике своих западных коллег, не спешат поддержать реальный сектор экономики. Разве что под давлением премьер-министра.

Между тем, достаточно вспомнить недавнее прошлое, чтобы отметить, что птица является очень привлекательным видом бизнеса. И не случайно после известного дефолта 1998 года именно производство птицы стало первой отраслью АПК России, вступившей на путь восстановления.

По данным Российского птицеводческого союза, если в 1997 году в ресурсах мяса птицы на рынке отечественная курятина составляла 630 тыс. тонн (для сведения: в 1990 году было почти втрое больше – 1801 тыс. тонн), то в 2001 году – 884 тыс. тонн, в 2005-м – 1380 тыс. тонн, в 2007 году – 1888 тыс. тонн. Последний прогноз на этот год, озвученный президентом союза Владимиром Фисининым – 2,2 млн тонн.

Нынешний год дает шанс сохранить или даже увеличить темпы роста и в будущем. Более того, среди прочего мясного производства, только птицеводство обладает реальным шансом через несколько ближайших лет выйти на полное обеспечение населения страны этим видом белкового продукта. И этим самым сыграть важную роль в продовольственной безопасности России.

В стране собран приличный урожай зерна, свыше 100 млн тонн, в составе которого преобладает фураж. К тому же в результате финансового кризиса мировой рынок не сможет переварить то количество зерна, которое произведено. Так что, по мнению специалистов, в России есть реальная возможность увеличить как минимум на 15 - 20% количество кормов, которое может пойти в птицеводство. И тем самым создать стабильность в отрасли. К тому же, поскольку цены на мировом рынке зерна упали, у птицеводов есть возможность получить более дешевые корма.

О стабильности применительно к обеспечению отрасли зерном сказано не случайно. Птицеводство, как отрасль инвестиционно емкая, нуждается в хорошо прогнозируемом будущем. Ведь это факт, что в недавние годы по разным причинам многие птицеводы к концу первого полугодия оставались без кормов. Не в последнюю очередь потому, что в стране до сих пор отсутствует хорошо продуманный зерновой баланс. Но как наращивать бизнес, увеличивать мощности, если нет уверенности, то сможешь в достатке обеспечить птицу полноценным фуражом? Потому иные предприниматели и выбирали такую тактику инвестиций: немножко надбавить – не рисковать.

Растущее внимание государства к развитию зернового хозяйства - и урожай этого года тому подтверждение – дают шанс изменить ситуацию к лучшему. Очередная задача, по мнению и птицеводов и их партнеров в комбикормовой отрасли, – внести коррективы в структуру производимого фуражного зерна. Пока что в его составе явно недостает кукурузы и белковых культур – гороха, сои, рапса. А это ставит птицеводов перед альтернативой: либо давать птице бедный белком корм и тем самым снижать привесы и удорожать кормление, либо закупать высокобелковые корма за границей.

Специалисты с удовлетворением отмечают возросшую активность государства в регулировании ввоза птичьего мяса из-за рубежа. Естественно, что производство определяется спросом на рынке. И в этом плане импортозамещение – один из реальных факторов подъема отечественного бройлерного производства. По подсчетам специалистов, потенциал здесь достаточно велик: порядка 40% в лучшие годы (в которые люди могут себе позволить больше покупать), до 30% - в кризисных ситуациях.

Очевидно, что сразу освоить этот потенциал российские птицеводы не в силах. Но по подсчетам Мясного союза России, ситуация может и должна меняться. Важно лишь выбрать правильную стратегию развития. При инерционном сценарии Россия и после 2015 года будет вынуждена ввозить большое количество курятины. Если же задачей будет поставлено удовлетворять потребности населения за счет внутреннего производства высококачественного мяса птицы, то она может быть решена к середине второго десятилетия этого века.

Шанс на то, что страна может пойти по этому пути, есть. На самом высоком уровне говорится о необходимости пересмотра соглашений о квотировании поставок мяса в нашу страну. А на днях глава Минсельхоза России Алексей Гордеев сообщил, что в настоящее время министерство вышло «с предложением сократить с 2009 года размер импортной квоты на ввоз мяса птицы на 300 тысяч тонн – до 900 тысяч тонн».

В этом году государство прибегло к еще одному шагу, повышающему конкурентоспособность мясного производства. Речь идет о компенсации сельхозпредприятиям части затрат на резко подорожавшие нынче комбикорма. По 5 млрд рублей выделено на эти цели из бюджета для птицеводства и свиноводства. Принцип – самую весомую поддержку государства получают те, кто больше производит продукции, понятен и обоснован. Он поощряет тех, кто выдает на рынок больше востребованного потребителями мяса, затрачивает при этом меньше кормов на получение привесов.

Правда, данная мера касается лишь первой половины этого года. И пока непонятно, будут ли осуществляться такие выплаты в будущем. Между тем от огромных колебаний на мировом и отечественном рынках зерна никто не застрахован. Возлагать в данном случае риски лишь на птицеводов было бы опрометчиво.

И все же главный путь к прибыльности отрасли пролегает через поиск резервов на самих птицефабриках и комплексах. И здесь возможности есть даже у тех, кто входит в рейтинги наиболее крупных и эффективных предприятий страны.

Вот что думает о том, как действовать агробизнесу в условиях финансового кризиса, член совета директоров ЗАО «Ставропольский бройлер» Александр Куделя: «У нас издержки производства и так каждый год снижаются, а здесь сама жизнь заставит сокращать их еще больше. Мы изменяем структуру кормов, удешевляем их. Как за счет повышения производительности комбикормовых заводов, так и благодаря снижению затрат кормов на единицу продукции.

Повышаем нагрузку на наши племенные репродукторы. Увеличиваем мощности и тем самым уменьшаем удельные затраты на инкубационное яйцо и на одного цыпленка. Большие изменения, совершенствование технологии происходят в корпусах для содержания птицы, на птицекомбинате.

Мы это делаем и будем продолжать делать. Сейчас у нас подписан контракт по Пятигорскому мясоптицекомбинату, на который будет поставляться самое современное оборудование. В этом году мы его смонтируем. Результатом станет новое повышение качества продукции, снижение издержек на килограмм. А это реальный финансовый эффект.

В нынешних условиях развитие возможно только в союзе ответственного бизнеса и стабильных финансовых институтов. Недавно мы получили подтверждение, что нам выделяется кредитная линия для продолжения реконструкции всего объединения и в первую очередь нового мясоптицекомбината в Благодарном. Несмотря на банковский кризис, наш давний партнер - Сбербанк России - не заморозил прежние договоренности и продолжает поддерживать наши проекты. Эти инвестиции помогут снизить себестоимость килограмма еще на несколько рублей. И сделать еще один шаг в улучшении качества конечной продукции, сблизить его с показателями других стран. Даже сделать лучше, поскольку все же нашей птице даются натуральные корма.

Наше главное направление – более глубокая переработка мяса. Мы должны удовлетворить запросы и той части населения, особенно молодежи, для которой желательно, чтобы кусочек мяса птицы был уже готовый. Положил в микроволновку или на сковородку – и потом сразу на тарелку. Чтобы не надо было тратить время на разделку, панировку, маринование и т.д.».

Можно быть уверенным, что при таком комплексном подходе к развитию отрасли, какого придерживаются в «Ставропольском бройлере», это предприятие успешно пройдет через рифы, которые ставит финансовый кризис. Не случайно успешными оказались переговоры его руководства с банком.

Именно для таких предприятий, с их политикой удешевления производства и удовлетворения самых разнообразных запросов потребителя, наступил хороший момент для захвата дополнительных рынков. А может быть, недалеко и время, когда российский бройлер пересечет в массовом порядке и границу? По крайней мере, если от разговоров о сокращении субсидий на экспорт птицы за океаном перейдут к практическим делам, ножки Буша по конкурентоспособности сблизятся с более качественной российской курятиной.

Остается вместе с тем фактом большая дифференциация российских предприятий бройлерного птицеводства по эффективности производства. Да, за сегодняшние показатели привесов птицы 2-3 десятилетия назад почти все коллективы ходили бы в орденах и медалях. Но ныне – другие требования и другие возможности.

Вот некоторые данные Росптицесоюза за 2007 год. Менее половины (точнее 47%) мяса бройлеров получено с продуктивностью свыше 50 граммов среднесуточного привеса. В 38% случаев привес колебался от 40 до 45 граммов, в 14% он был и того меньше - 40-45 граммов. Дистанция слишком большого размера.

Очевидно, что в условиях финансового кризиса выживут сильнейшие и лучшие предприятия. Им же, можно быть уверенным, будут оказывать предпочтение банки и инвестиционные фонды. Именно так рынок, при разумном государственном регулировании, может расставить все по местам.


Источник: Юрий Савин «Крестьянские ведомости»