Российский Зерновой Союз (РЗС) продолжает работу по переводу зерна, как социально значимого груза из второго класса грузоперевозок железнодорожным транспортом в 1 класс грузоперевозок. Впервые этот вопрос был поднят в Обращении к Правительству Российской Федерации участников VIIМеждународного зернового раунда.

При поддержке Минсельхоза РФ и лично министра сельского хозяйства России Алексея Гордеева этот вопрос рассматривался в министерствах и Правительстве РФ, а также Президентом Российской Федерации. По поручению В. Путина от 16.10.06, Правительство должно было подготовить предложение по снижению железнодорожного тарифа, срок исполнения поручения президента истек 4 месяца назад, но решение до сих пор не принято.

В марте 2007 года РЗС направил Открытое письмо членов Российского Зернового Союза первому заместителю председателя Правительства РФ Дмитрию Медведеву, в котором вновь ставился вопрос о переводе зерна в 1 тарифный класс грузоперевозок. Письмо подписано 28 крупнейшими переработчиками и операторами зернового рынка. В Поручении Д. Медведева Минтрансу, ФСТ, Минсельхозу, Минфину и МЭРТу сказано:

«Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Российская Федерация, за последние годы, из крупнейшего импортера зерна (29 млн т в 1992 г.) стала крупным экспортером, уверенно войдя в «первую мировую пятерку»: США, ЕС, Канаду, Австралию и Аргентину. Причинами этого стали рост урожайности и валового сбора зерна, несмотря на сокращающиеся посевные площади. У нашей страны есть реальные возможности довести производство зерновых в течение ближайших 5-8 лет до 100 млн т. Однако наметившиеся в последние годы позитивные тенденции в развитии агропромышленного производства выявили новые проблемы в обеспечении устойчивого функционирования агропродовольственного сектора.

Одной из наиболее острых проблем является постоянно растущая доля транспортных расходов в стоимости продукции агропромышленного сектора. В нашей стране, в зависимости, от агроклиматических условий, существуют зерноизбыточные - это 27 субъектов Федерации, где сконцентрировано 83,8% посевных площадей, а объем производства зерновых составляет 87%, и зернодефицитные районы (Центр и Северо-запад страны), находящиеся на значительном удалении друг от друга. Железная дорога является в этом случае, единственным возможным перевозчиком зерна, основы для производства муки, крупы и комбикорма.

Производство достаточного количества сбалансированного полнорационного комбикорма, в свете реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и его направления - «Ускоренное развитие животноводства», являются первоочередными задачами для предприятий российского АПК. Высокопродуктивные породы скота и птицы, строительство новых производственных мощностей, без обеспечения их кормами не даст ожидаемый эффект, этому препятствует высокая доля транспортных расходов - до 35% от стоимости зерновой составляющей.

Перевозки грузов по железной дороге осуществляется согласно Прейскуранту 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами». Согласно методологии этого документа тарифы на перевозку грузов дифференцированы по классам, в зависимости от стоимости и объема перевозки.

К I тарифному классу социально значимых грузов отнесены:

- отходы доменного производства;

- уголь;

- цемент;

- шлаки;

- флюсы;

- лесоматериалы круглые;

- дрова;

- руды;

- камни;

- гипс;

- песок;

- глина;

- земля и т.п.

Зерно отнесено ко II, коммерчески выгодному для ОАО «РЖД», тарифному классу, стоимость перевозки по которому выше, хотя объемы перевозок зерна сравнимы с объемами перевозок грузов по I тарифному классу.

Расходы на перевозку зерна железнодорожным транспортом существенно влияют на рост стоимости комбикормов и хлеба, цена на которые медленно, но постоянно растет (на 11% в 2006 г.), так с 01.01.2001 г. по настоящее время стоимость провозной платы увеличилась (для зерна) в 3,1 раза. Помимо этого постоянно растут стоимость услуг ОАО «РЖД» по подаче, уборке, промывке вагона и т.д., общая стоимость услуг достигает от 90 до 120 руб/т.

Разница между I и II тарифными классами:

Станция отправления

Станция назначения

Расстояние (км)

Класс

Груз

Стоимость провозной платы (с НДС) руб/т

Новосибирск Главный

Владивосток

5.958

I

песок строительный

927.01

уголь каменный

888.28

цемент

1559.09

II

пшеница

2373.01

Ростов Товарная

Архангельск

2.289

I

песок строительный

476.22

уголь каменный

585.89

цемент

783.17

II

пшеница

1007.16

 

Для лидера Северо-Западного региона - Гатчинского комбикормового завода, поставщика полнорационных кормов для всех видов животных, в том числе в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК», стоимость только провозной платы для закупленной по 3900 руб/т в Краснодарском крае пшеницы 5 класса (основы для производства комбикорма) составит 1104.72 руб/т, а с учетом стоимости дополнительных услуг цена ее в Гатчине возрастает до 5180 руб/т, таким образом доля транспортных затрат достигает 32%, а для фуражного ячменя - 35%.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич, просим Вас поддержать инициативу Российского Зернового Союза, Министерства сельского хозяйства РФ и лично А. Гордеева, о переводе зерна, как социально значимого груза, из II класса грузоперевозок железнодорожным транспортом в I класс грузоперевозок».

«Крестьянские ведомости»