Российский Зерновой Союз (РЗС) продолжает работу по переводу зерна, как социально значимого груза из второго класса грузоперевозок железнодорожным транспортом в 1 класс грузоперевозок. Впервые этот вопрос был поднят в Обращении к Правительству Российской Федерации участников VIIМеждународного зернового раунда.
При поддержке Минсельхоза РФ и лично министра сельского хозяйства России Алексея Гордеева этот вопрос рассматривался в министерствах и Правительстве РФ, а также Президентом Российской Федерации. По поручению В. Путина от 16.10.06, Правительство должно было подготовить предложение по снижению железнодорожного тарифа, срок исполнения поручения президента истек 4 месяца назад, но решение до сих пор не принято.
В марте 2007 года РЗС направил Открытое письмо членов Российского Зернового Союза первому заместителю председателя Правительства РФ Дмитрию Медведеву, в котором вновь ставился вопрос о переводе зерна в 1 тарифный класс грузоперевозок. Письмо подписано 28 крупнейшими переработчиками и операторами зернового рынка. В Поручении Д. Медведева Минтрансу, ФСТ, Минсельхозу, Минфину и МЭРТу сказано:
«Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Российская Федерация, за последние годы, из крупнейшего импортера зерна (29 млн т в 1992 г.) стала крупным экспортером, уверенно войдя в «первую мировую пятерку»: США, ЕС, Канаду, Австралию и Аргентину. Причинами этого стали рост урожайности и валового сбора зерна, несмотря на сокращающиеся посевные площади. У нашей страны есть реальные возможности довести производство зерновых в течение ближайших 5-8 лет до 100 млн т. Однако наметившиеся в последние годы позитивные тенденции в развитии агропромышленного производства выявили новые проблемы в обеспечении устойчивого функционирования агропродовольственного сектора.
Одной из наиболее острых проблем является постоянно растущая доля транспортных расходов в стоимости продукции агропромышленного сектора. В нашей стране, в зависимости, от агроклиматических условий, существуют зерноизбыточные - это 27 субъектов Федерации, где сконцентрировано 83,8% посевных площадей, а объем производства зерновых составляет 87%, и зернодефицитные районы (Центр и Северо-запад страны), находящиеся на значительном удалении друг от друга. Железная дорога является в этом случае, единственным возможным перевозчиком зерна, основы для производства муки, крупы и комбикорма.
Производство достаточного количества сбалансированного полнорационного комбикорма, в свете реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и его направления - «Ускоренное развитие животноводства», являются первоочередными задачами для предприятий российского АПК. Высокопродуктивные породы скота и птицы, строительство новых производственных мощностей, без обеспечения их кормами не даст ожидаемый эффект, этому препятствует высокая доля транспортных расходов - до 35% от стоимости зерновой составляющей.
Перевозки грузов по железной дороге осуществляется согласно Прейскуранту 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами». Согласно методологии этого документа тарифы на перевозку грузов дифференцированы по классам, в зависимости от стоимости и объема перевозки.
К I тарифному классу социально значимых грузов отнесены:
- отходы доменного производства;
- уголь;
- цемент;
- шлаки;
- флюсы;
- лесоматериалы круглые;
- дрова;
- руды;
- камни;
- гипс;
- песок;
- глина;
- земля и т.п.
Зерно отнесено ко II, коммерчески выгодному для ОАО «РЖД», тарифному классу, стоимость перевозки по которому выше, хотя объемы перевозок зерна сравнимы с объемами перевозок грузов по I тарифному классу.
Расходы на перевозку зерна железнодорожным транспортом существенно влияют на рост стоимости комбикормов и хлеба, цена на которые медленно, но постоянно растет (на 11% в 2006 г.), так с 01.01.2001 г. по настоящее время стоимость провозной платы увеличилась (для зерна) в 3,1 раза. Помимо этого постоянно растут стоимость услуг ОАО «РЖД» по подаче, уборке, промывке вагона и т.д., общая стоимость услуг достигает от 90 до 120 руб/т.
Разница между I и II тарифными классами:
Станция отправления |
Станция назначения |
Расстояние (км) |
Класс |
Груз |
Стоимость провозной платы (с НДС) руб/т |
Новосибирск Главный |
Владивосток |
5.958 |
I |
песок строительный |
927.01 |
уголь каменный |
888.28 |
||||
цемент |
1559.09 |
||||
II |
пшеница |
2373.01 |
|||
Ростов Товарная |
Архангельск |
2.289 |
I |
песок строительный |
476.22 |
уголь каменный |
585.89 |
||||
цемент |
783.17 |
||||
II |
пшеница |
1007.16 |
Для лидера Северо-Западного региона - Гатчинского комбикормового завода, поставщика полнорационных кормов для всех видов животных, в том числе в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК», стоимость только провозной платы для закупленной по 3900 руб/т в Краснодарском крае пшеницы 5 класса (основы для производства комбикорма) составит 1104.72 руб/т, а с учетом стоимости дополнительных услуг цена ее в Гатчине возрастает до 5180 руб/т, таким образом доля транспортных затрат достигает 32%, а для фуражного ячменя - 35%.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, просим Вас поддержать инициативу Российского Зернового Союза, Министерства сельского хозяйства РФ и лично А. Гордеева, о переводе зерна, как социально значимого груза, из II класса грузоперевозок железнодорожным транспортом в I класс грузоперевозок».
«Крестьянские ведомости»