Скорее всего, на этой неделе на уборке зерна будет преодолен психологически важный рубеж - сельские хозяева соберут 100 млн тонн зерна. По данным минсельхоза, на 22 сентября по России было уже 98,4 млн тонн, но это еще не конец.
Скорее всего, на этой неделе на уборке зерна будет преодолен психологически важный рубеж - сельские хозяева соберут 100 млн тонн зерна. По данным минсельхоза, на 22 сентября по России было уже 98,4 млн тонн, но это еще не конец. Восемнадцать процентов общероссийской площади полей пока не сжато, пишет «Российская газета».
Такого изобилия мало кто ожидал. Летом минсельхоз осторожно прогнозировал 85 млн тонн. Российский зерновой союз был смелее: 87-95 млн тонн. Но, похоже, ближе всех к истине оказался в очередной раз аналитик В. Петриченко. Но и он вынужден был недавно поднять свой прогноз - до 101 с лишком млн тонн.
Любопытно, что при значительном количестве товара на рынке внутренние цены падать перестали и сейчас, как говорят эксперты, «неустойчиво стабильны». Возможно, психологическую роль сыграли закупочные интервенции, о начале которых государство в текущем году объявило необычно рано. Хотя закуплено совсем немного - на свободном рынке сельским хозяевам пока торговать прибыльнее. Мировые цены на зерно перестали падать, но как себя поведут в дальнейшем, не ясно. Пойдут вниз - у нас начнется снижение цен. Вырастут - следом подтянется и наш рынок.
Внутри страны рост потребления зерна не поспевает за успехами аграриев. Оптовые цены на муку продолжают двигаться вниз. По мнению вице-президента РЗС, причины этого две - снижение цен на зерно и неготовность массового потребителя платить дорого за хлеб. Однако снижения потребительских цен по традиции не предвидится - розничные торговцы просто кладут себе в карман увеличивающуюся маржу.
Мясо птицы не подешевеет из-за зернового изобилия. С весны даже наиболее эффективные отечественные производители терпят убытки, и снижать цены они не могут. Хотя себестоимость кормов снизилась, и это создает предпосылки для роста объемов мясного производства и насыщения рынка.
Крупнейшие производители свинины не станут снижать цены на свой товар потому, что их качественный товар в дефиците на российском рынке. А мелкие свиноводческие предприятия и так плохо сводят концы с концами.
В общем, пока прямых практических выгод российским едокам большой урожай не дает. Если, конечно, не считать того, что в связи с обилием зерна в нынешнем году, скорее всего, все продукты подорожают меньше. И будет заложена основа для роста производства в животноводстве.
Несмотря на финансовые трудности в мире и в стране, сельские хозяева находят средства на озимый сев. Засеяно уже 9 млн гектаров - на 1,5 млн гектаров больше, чем было на эту дату в прошлом году. У аграриев, по утверждению А. Корбута, пока еще есть деньги - остатки кредитов, выручка от продаж. Вопрос только в том, когда средства кончатся. Если внутренняя цена двинется вниз, то это произойдет до начала ярового сева следующей весной. И тогда общие площади под яровыми могут и не вырасти. А это может повлечь за собой новый виток роста цен.
В принципе нашим урожаям еще есть куда расти. По критериям ФАО уважающая себя сельскохозяйственная держава должна производить не меньше тонны пшеницы, ячменя или кукурузы на каждого гражданина. Так что Россия может смело биться за повышение урожая в полтора раза. Правда, реальный сбыт для такой прорвы зерна можно организовать, только наращивая численность сельскохозяйственных животных. А этого за год-другой добиться сложно.
Источник: Агентство АгроФакт