В ближайшие 10 лет Россия будет существенно зависеть от импорта говядины, считает руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин. Пока без импортного мяса отечественной мясопереработке не выжить.

В ближайшие 10 лет Россия будет существенно зависеть от импорта говядины, считает руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин. Пока без импортного мяса отечественной мясопереработке не выжить.

Лишь птицеводы сегодня могут похвастаться реальными успехами в области импортозамещения. Со следующего года Минсельхоз планирует сократить объем квот на ввоз мяса птицы в Россию до 1 млн т и повысить внеквотные ставки. Это решение абсолютно оправдано, считает С. Юшин. Оно учитывает как динамику собственного производства, так и динамику потребления курятины.

С остальными видами мяса ситуация сложнее. По данным НМА, импорт свинины за первое полугодие 2008 года вырос почти на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Увеличилось и собственное производство – более чем на 10%. Но при этом цены в оптовом звене выросли на 30-40%.

Это означает одно - свинины на рынке не хватает, заключает эксперт. Для развития свиноводства есть реальная перспектива. Однако снижать квоты на ввоз свинины из-за рубежа, по мнению С. Юшина, пока преждевременно.

Отечественные предприятия по убою и первичной переработке не готовы обеспечить мясоперерабатывающие заводы всем необходимым широким ассортиментом упакованного охлажденного и замороженного качественного сырья в большом объеме и на регулярной основе, утверждает он. Имеющиеся мощности в нашем индустриальном свиноводстве не позволяют поставлять на убойные предприятия свиней в необходимых для полного обеспечения мясокомбинатов объемах. А ЛПХ и вовсе не могут серьезно рассматриваться поставщиками заводов из-за несоблюдения стандартов качества и нерегулярности поставок, считает эксперт.

Поэтому квоту на ввоз свинины в 2009 году уменьшать не стоит, а вот к 2010 году – уже можно рассматривать перспективы постепенного импортозамещения, говорит руководитель НМА. Только для этого в течение следующего года нужно глубоко и непредвзято проанализировать динамику собственного производства, инвестиции в убой и первичную переработку, транспорт и логистику, а также скорость модернизации и происходящие структурные изменения в отрасли, добавляет он.

С. Юшин уверен, что уже через год промышленное свиноводство России сможет предложить на рынок заметно больше свинины необходимого для мясопереработки качества. Останется лишь рассчитать объемы, которые оно сможет заместить. И рассчитать их так, чтобы из-за высокой стоимости сырья, вызванной дефицитом, наша готовая продукция не оказалась слишком дорогой и недоступной, подчеркивает он. Иначе вместо свинины в Россию повезут вареную колбасу и сосиски. Такая тенденция уже наблюдается. В этом году, по данным НМА, поставки готовой мясной продукции из-за рубежа выросли на 10%.

В следующем году может снизиться лишь сверхквотный ввоз свинины, продолжает С. Юшин. Но это связано с тем, что свинина в мире продолжит дорожать, и ввозить свинину сверх квот станет невыгодно. Даже в Бразилии, которая всегда была поставщиком дешевой свинины на российский рынок, наблюдается рост цен. Свинина дорожает как в Европе, так и в Южной Америке. В будущем году НМА прогнозирует рост экспортных цен на свинину в мире в среднем на 10-20%.

Что касается говядины, то с ее производством в России дела обстоят неважно. О каком-либо снижении квот на ввоз не может быть и речи, подчеркивает С. Юшин. – Чтобы обеспечить мясокомбинаты сырьем, придется забивать поголовье КРС. А в стране поставлена задача по его увеличению. Так что по прогнозам НМА, в ближайшие 10 лет Россия будет в существенной мере зависеть от импорта говядины.

Импортировать мясо в страну технологически сложно, замечает С. Юшин. Степеней контроля много, немало подводных камней. Торговля мясом требует профессионального подхода, подчеркивает он. Для импортеров это тяжелейший труд. И улыбки людей со стороны здесь неуместны, считает эксперт. Кто не пробовал заниматься этим бизнесом, не может судить о нем, говорит он. Да и выжить без импортного мяса наша мясопереработка пока не может.

Российское животноводство переживает непростой период. Дорожают ресурсы, на протяжении нескольких кварталов держались высокие цены на зерно, есть сложности с высококвалифицированными кадрами. Но проблема увеличения производства и развития мясной инфраструктуры имеет и другие аспекты. Для расширения производства не хватает доступных кредитных ресурсов, перечисляет С. Юшин. В стране не решены вопросы с собственностью на землю, без наличия которой инвестировать в производство говядины существенные средства никто не станет. Требует дальнейшей модернизации комбикормовое производство. Производство зерна нестабильно, а рынок зерна, в том числе фуражного, требует совершенствования с точки зрения государственного регулирования, продолжает С. Юшин.

Современное аграрное производство требует прогрессивно мыслящих высокообразованных специалистов со знанием иностранных языков и мирового опыта. По настоящему грамотных управленцев, финансистов, маркетологов в агрокомплексе катастрофически не хватает. Кадровая проблема касается и рядового персонала, несмотря на то, что современные технологии значительно сокращают количество работников на фермах. Для того чтобы быть конкурентоспособными, нужны высококлассные специалисты на всех уровнях, подчеркивает С. Юшин. А система профессионального образования в агрокомплексе долгие годы вообще была выброшена из поля зрения правительства, напоминает он. Сегодня государству необходимо восполнять этот пробел, считает руководитель НМА. И птицеводам, и свиноводам, и скотоводам нужно больше знаний. Но на крупных международных форумах, где обсуждаются перспективы отрасли в мире, редко встретишь наших специалистов, если туда не едет министр, замечает эксперт.

Поддержать развитие отечественного производства мяса можно и с помощью повышения доступности кредитных ресурсов. Настало время подумать о том, как привлечь в отрасль средства Банка развития, замечает С. Юшин. В отличие от многих коммерческих банков он мог бы осуществлять крупномасштабное проектное финансирование по низким ставкам, что так необходимо в скотоводстве. Однако в финансовом меморандуме Банка развития сельское хозяйство в числе национальных приоритетов не значится, отмечает эксперт.

Странно, что АПК, во многих странах являющийся локомотивом для развития науки, транспорта, перерабатывающих отраслей, сельской инфраструктуры, внешней торговли, в России таковым не рассматривается, говорит С. Юшин. Тогда как же мы хотим накормить себя и весь мир? - спрашивает он.

Всегда считалось, что АПК – отсталая отрасль, напоминает руководитель НМА. Но это уже давно не так. По технологической продвинутости, наукоемкости и финансовой отдаче животноводство особенно в условиях России может дать фору многим отраслям. А для его полноценного развития нужна инфраструктура – транспортная, складская, экспортная. Поле деятельности для Банка развития – огромное.

Кроме того, С. Юшин предлагает при оформлении кредитов субсидировать аграриям не 2/3, а полную ставку рефинансирования Центробанка. Стоимость денег в России растет, говорит он. Сегодня даже с учетом предоставляемых субсидий кредиты получаются слишком дорогими, для того чтобы наше производство мяса стало более конкурентоспособным на внутреннем рынке, считает эксперт.

Чем дороже наше мясо, тем легче импорту заходить на рынок и конкурировать с ним. Но если сделать так, чтобы российское мясо подешевело, стимулов для ввоза из-за границы станет меньше.


Диана Насонова «Крестьянские ведомости»