После грузино-осетинского конфликта и резкого похолодания, которое случилось у России и Запада на этой почве, наше вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) опять под большим вопросом. Мы туда и так особенно не рвались, а сейчас и подавно. Более того, в правительстве уже даже готовы отказаться от обязательств, которые взяла на себя Россия в рамках подготовки к вступлению. О том, чем реально грозить мы можем миру и США в том числе, возможно ли вступить в ВТО без согласия Грузии и когда мы все-таки станем членом торгового клуба, глава департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков рассказал изданию "Финансовые Известия".
- После жестких заявлений Владимира Путина создалось ощущение, что вступление в ВТО для нас уже не актуально. Вам не обидно? Все-таки 15 лет переговоров.
- Нет. Мы ведь на профессиональной службе. Если дана команда идти назад - идем назад, если в другую сторону - идем в другую сторону. Здесь никаких эмоций быть не может. Но я не думаю, что речь идет о прекращении или замедлении процесса присоединения. Таких инструкций мы не получали. Мы работаем в рамках старых директив. Нерешенными у нас остаются незначительное количество вопросов, порядка 20. Большая часть - технические. Но все будет зависеть от наших партнеров. Если они будут настроены решать эти вопросы быстро, мы переговорный процесс так и завершим. Если нет, то будем работать столько, сколько потребуется для выгодного России компромисса.
вопрос: По-моему, на наших партнеров особой надежды нет...
ответ: Ну здесь вопрос не в надежде, а в оценке существующей ситуации. Пока у нас формально ничего не изменилось. До летних каникул мы договаривались предварительно о том, что в октябре состоится обсуждение новой версии доклада рабочей группы, планировали провести переговоры по оставшимся 20 вопросам. Сегодня в Женеве мы будем обсуждать вопросы дальнейшей работы с членами организации.
- И все же что имел в виду премьер, когда заявил, что мы сворачиваем исполнение "некоторых неудобных для нас соглашений"?
- У нас есть договоренности, которые были достигнуты с некоторыми членами ВТО и по которым мы стали выполнять обязательства задолго до присоединения к организации. Они разноплановые. Это касается приведения законодательства в соответствие с нормами ВТО. Такого рода соглашения вряд ли будут пересмотрены. Законы, которые мы приняли (Таможенный кодекс, законы о мерах защиты внутреннего рынка), позитивны для нашей экономики независимо от того, будет Россия принята в организацию или не будет.
Но есть некоторые соглашения, где мы тоже заранее взяли и выполняли обязательства, но которые могут нам сейчас мешать. Главным образом в сфере применения импортных пошлин. Сейчас эти обязательства создают проблемы для наших предпринимателей. Особенно в сельском хозяйстве. Попробуйте-ка объяснить нашим компаниям, почему мы должны подчиняться нормам ВТО, но обходимся без преимуществ организации?
На самом деле наши партнеры предупреждение о том, что мы можем пересмотреть эти соглашения, получили давно, еще в конце прошлого года. Они обещали нам быстрое завершение всего переговорного процесса. А в итоге переговоры хотя и идут вперед, но так и не достигли завершения. И законы продолжают действовать. Получается, мы платим за присоединение вот такими уступками, а взамен ничего не получаем.
- Какие импортные пошлины вы имеете в виду?
- У нас есть соглашение с США о ввозе птицы, которым определены квоты на ввоз этого продукта. Оно было подписано в 2005 году, но ситуация за это время поменялась. В первые годы соглашение обеспечивало высокие темпы роста нашей промышленности. Производство мяса птицы росло больше чем на 10% в год. Была высокая рентабельность. Но сейчас сложилась ситуация, когда импорт "поддавливает" национальных производителей и лишает места для маневра. Поэтому, возможно, мы предложим США совместно подумать над изменением этих соглашений. Вот вам пример.
"Вы представляете, Россия - страна с нерыночной экономикой!"
- Минсельхоз собирается ограничить импорт курятины. Не слишком ли мы усердствуем?
- Я думаю, что не слишком. Хотя бы потому, что наши партнеры режим ВТО в отношении России не применяют. Я приведу очень показательный пример: многие государства по-прежнему в отношении России применяют антидемпинговые пошлины как к стране с нерыночной экономикой! Вы можете себе это представить? Россия образца 2008 года- страна с нерыночной экономикой! Надо завести таких партнеров в наши магазины или в рестораны! Как только они будут выполнять в отношении России нормы ВТО, мы их тоже будем выполнять.
Другой момент - защита отечественного производителя. Если мы считаем, что нам нужно развивать какую-то отрасль, то на какое-то время (оно может быть разным в зависимости от отрасли, пока она не станет конкурентоспособной) мы должны принять ограничение импорта. Это делают все страны. Понятно, что если мы полностью откроем импорт, то потребитель от этого выиграет - все будет дешево. Вопрос: что будет с отраслью, которая производит этот товар, что будет с занятыми? А заняты в ней те же потребители. Палка о двух концах. То, что делается сейчас, основано на нахождении чувствительного баланса между интересами производителя, потребителя и наших торговых партнеров. И птица здесь очень яркий пример.
- Значит ли это, что мы можем полностью перестать закупать в Штатах "ножки Буша"?
- Импорт куриных окороков из США составляет порядка 800-900 тысяч тонн. Вопрос в том, из каких источников мы будем получать такие объемы. У нас у самих нет таких мощностей и в ближайшее время не будет.
"Отсутствие дипотношений с Грузией не помешает России"
- Как понимать заявление США, что, мол, они замораживают переговоры с нами, по крайней мере, до выборов? Мы разве не обо всем еще с ними договорились?
- У нас есть один неразрешенный вопрос с США - это обязательства России в отношении государственных предприятий, таких как "Газпром", наследники РАО "ЕЭС", РАО "РЖД". Ну и есть еще вопросы, где США намерены участвовать в дискуссиях, все то же сельское хозяйство, к примеру. Но это все в рамках нормального переговорного процесса. Тот факт, что не сумели договориться с Америкой до сих пор, не означает, что мы не можем сделать этого в ближайшее время. У нас пока не было обратных сигналов.
- То есть в принципе США могут расторгнуть уже достигнутые соглашения?
- По правилам любые договоренности ВТО любая сторона может расторгнуть в любой момент. Но в истории ВТО таких прецедентов фактически не было. Возможность существует, но ни одна страна не заявляла о таких намерениях. В том числе и США.
- А как быть с Грузией, которая до сих пор не согласилась на наше вступление в ВТО? У нас ведь нет дипломатических отношений.
- В ВТО есть много стран, которые не поддерживают дипломатических отношений. Например, это США и Куба, это Армения и Турция и многие другие. Так что отсутствие дипотношений в принципе на факт членства или не членства не влияет.
- Но у Грузии же были какие-то претензии к нам, а без их согласия по правилам той же ВТО мы не можем присоединиться или все-таки можем?
- И да, и нет. Дело в том, что в ВТО существует такое негласное правило консенсуса при принятии решения. Это действительно так. Но тем не менее существуют и другие правила. Например, есть статья, разрешающая стране при согласии других государств не применять обязательства ВТО в отношении несогласной страны. Иными словами, если страна А присоединяется к ВТО, члены ВТО согласны, но одна страна В не хочет ее принять (и такие случаи бывают), страна А все равно присоединяется, но страна В не применяет к ней правила ВТО. Есть и другие возможности избежать проблем, возникающих в таких случаях.
- А Украина нам не помешает?
- Украина не заявляла о намерении вступить в переговоры, но зарезервировала за собой такую возможность. Может ли она нам что-то предъявить? У нас есть соглашение о свободной торговле, и оно регулирует сферу товаров. Я не вижу смысла предъявлять нам какие-то претензии, если у нас и так нормальные регулируемые двусторонними соглашениями отношения.
"Вануату взяла паузу на несколько лет. И что?"
- Может, нам все-таки уже перестать самим проситься в ВТО, а подождать, пока нас туда будут заманивать?
- Наша стратегия пока не меняется. Не знаю, изменится ли она в будущем. Но здесь есть подводный камень, или волчья яма, если хотите. Волчья яма заключается в том, что чем дольше страна ведет переговоры, чем она богаче, чем она экономически вкуснее, тем жестче к ней требования. Поэтому мы можем взять паузу и приостановить процесс. Последний раз так делала Вануату. Они взяли паузу на несколько лет. Ну и что?
- Выиграли от этого?
- Нет. Поэтому это такая опасная тактика. Второй момент. Если мы поставили перед собой задачу ускоренного развития высокотехнологичного сектора в экономике и мы для этого привлекаем инвестиции извне и создаем благоприятный режим мы должны быть убеждены (и инвесторы должны быть убеждены), что у них будут нормальные условия сбыта. Понятно, что эти проекты, реализованные только из расчета на российский рынок, вряд ли могут быть выгодны. Поскольку они часто масштабные. Нужен выход на внешние рынки. Сейчас вовсю развивается финансовый кризис. Он может перекинуться на товарные рынки. Как часто бывает в таких случаях, резко возрастет протекционизм. Если мы не будем в ВТО, против нас будут играть без правил. Это замкнутое кольцо. Поэтому я не думаю, что решение этого вопроса надо откладывать. Другое дело, если у нас не устаканится ситуация по политическим причинам. Тогда мы будем искать альтернативные варианты. Они есть.
- К слову об альтернативных вариантах. Может, нам просто создать свою торговую организацию? Что-то вроде ВТО, но в рамках СНГ, например?
- Мы такую организацию создаем. Это Таможенный союз. Сейчас участвуют Белоруссия и Казахстан. Мы рассчитываем на то, что к нам присоединятся и другие страны. Готовим предложения по укреплению свободной торговли и в рамках СНГ. Но, исходя из существующей структуры торговли, на страны Таможенного союза приходится порядка 15% нашего торгового оборота. Все остальное - это страны дальнего зарубежья. А как нам выстраивать с ними отношения? Создать эффективный таможенный союз за один день нельзя. На это уйдет минимум несколько лет. Он даст мощный импульс развитию экономик стран союза, усилит внешнюю "переговорную мощь", но всех проблем сразу не решит. Даже если мы вспомним Советский Союз, который работал на экономику еще большего числа стран, все равно нам было тесно. Мы точно так же стали искать выход на другие рынки.
- Вообще, кто кому больше нужен сейчас - ВТО России или Россия ВТО?
- Исходя из краткосрочных перспектив, совершенно очевидно, что мы без ВТО не умрем, а где-то, может, даже и выиграем, когда наши партнеры не получат того, чего они бы хотели. Положительный эффект для России ощутимее в средней и долгосрочной перспективе - через 5-7 лет, а не сразу. В подготовленной нашим министерством стратегии 2020 присоединение и участие в ВТО рассматривается в качестве одного из приоритетов. ВТО без нас, конечно, тоже не умрет, хотя и крепче не будет.
- Какие перспективы у самой ВТО? Ведь Дохийский раунд, когда стороны не смогли договориться об уровне поддержки сельского хозяйства, провалился...
- Дохийский раунд хоронить рано. Там действительно был большой провал. Но это не значит, что он не будет завершен рано или поздно. Хотя, конечно, для самой организации это не самый лучший знак с точки зрения эффективности принятия решений. Что будет, если Дохийский раунд никогда не завершится? А ничего не будет. ВТО будет работать в тех рамках, в которых она есть сейчас. Я не допускаю такой возможности, что в ближайшие годы страны откажутся от норм ВТО для регулирования торговых вопросов. Тогда это выльется в анархию. Анархия, знаете, чем заканчивается? Хоронить ВТО тоже рано. А вот какой организация будет через несколько лет - это другой вопрос.
Источник: Зерно на IDK.RU